- Нельзя было так делать, - покачала головой преподаватель по риторике, к которой я подошла на перемене. - Вы молодая, Маша, коллектива не знаете. Ладно за Вас вступились коллеги, а если бы нет?
Да, меня всё ещё не отпускала ссора с коллегой, случившаяся зимой. Вроде бы всё позади, но каждый раз, когда я вижу коллегу, мне хочется убежать в другой конец школы. Может, нужно было по-другому поступить? Рот не открывать?
- Да, говорить в той ситуации точно не стоило, - подтвердила Анна Сергеевна мои мысли. - Но вам явно не нравится моя критика, по жестам вижу, - она кивнула на мою отставленную вбок ногу.
- Дело не в критике. Просто сама ситуация...неприятная, - вздохнула я.
Мысленно дала тараканам по шее. Всё испортили! Кто за жестами должен следить? Кто на курсы по риторике ходил?
-А вы с добром к ней не пробовали идти? Похвалить? Комплимент сделать? Зачем же сразу воевать? Я понимаю, что юность, гормоны, максимализм. Но, может, стоит по-другому?
Повисла пауза.
- Анна Сергеевна...А если...если я уберу подальше свой юношеский максимализм, как я должна поступить?
- Подходите к ней за советом. Просите помощи. У неё ведь опыт, знания. Сделайте ей комплимент, если уместно. Покажите ей, что она важна здесь и сейчас. Вам в этом коллективе работать, зачем врагов наживать? Можно ещё извиниться, но это если обстоятельства позволяют и вы почувствуете, что вслед за этим вас не съедят...Маша, всё хорошо, не переживайте. Знаете, как это называется?
- Как, Анна Сергеевна?
- Опыт, - Анна Сергеевна ободряюще улыбнулась. - Опыт. Расскажите мне потом, получилось у вас или нет.
...Прошло 2 недели. Я закрыла сессию и сидела в учительской, перебирая свои бумаги. В коридоре послышался голос Варвары Степановны.
- Значит так! Слушай мою команду! - хомяк в моей голове принял боевую стойку. - Мы сейчас будем делать комплимент Варваре Степановне. Всем молчать! Ясно?
Тараканы сидели возле ножки стула. Ну, как сидели...Их к этому стулу примотала бинтом белочка так, что только глаза и усы торчали, да ещё и кляпы из яблок из пасти. Вокруг на страже сидели 3 песца, готовые в любой момент покусать шуструю живность. А под потолком летала мудрая сова, сверкая глазами.
- Ясно! - кивнули звери.
Час икс. В учительскую входит Варвара Степановна. Тараканы начинают усиленно брыкаться.
Здороваемся. Я набираю в лёгкие побольше воздуха и выдаю:
- А нам, Варвара Степановна, про вас на парах рассказывали.
- Да? И что же?
- Что вы в своё время для филфака игру по Бунину придумали.
К слову, это чистая правда. Да, упомянули Варвару Степановну вскользь, но какая разница?
- Правда? - улыбнулась Варвара Степановна. - Ой, я вам сейчас расскажу, как дело было...
Ближайший час я смотрела на Варвару Степановну и ...не узнавала её. Совершенно другой человек! И про себя рассказала, и спросила у меня про сессию. Причём не про оценки, а про предметы: кто вёл, какие пары мне понравились, что сдавали.
Взгляд её упал на куклу Машеньку. Я перебирала шкаф и вытащила, чтобы не мешалась.
- Вы вязали? - Варвара Степановна склонилась над куклой. - Какая хорошенькая.
- Вы посмотрите, если хотите. Дети её всё время тискают, - улыбнулась я.
- Нет-нет, то дети, а у меня энергетика старческая, мало ли. Не хочу вам её передавать, - покачала головой Варвара Степановна. - Ладно, пойду я. Не буду вам мозг выносить.
Варвара Степановна вышла. В моей голове была тишина. Звери сидели и смотрели в одну точку.
-Я вот сейчас извиняюсь...это что было? - первой в себя пришла белочка.
-Н...не знаю, - ответил хомяк. - Вроде бы это та самая Варвара Степановна, которая всем разнос устроила на последнем педсовете. Которая называла нас "эта девушка" в течение полугода. Которая на всю учительскую рассказывала, какие молодые специалисты...не очень умные...
Со стороны стула донеслось мычание, и тут все вспомнили про тараканов. Белочка спешно отвязала шуструю живность.
-А вот ответьте мне на вопрос, - хомяк сидел на диване и рассматривал пушистые лапы. - Вы бы поступили иначе зимой?
Все звери отрицательно покачали головами.
- Но мы поступим по-другому в следующий раз, - ответила за всех белочка. - Мы промолчим, чего бы нам это не стоило. А тот раз...да, с коммуникативной точки зрения мы не имели права на заседании МО делать коллеге замечание, когда она громко возмущалась, не давая никому слово сказать. Но и презирать правила приличия никому не позволено! А ещё... Помните, что говорили на парах? К людям нужно идти с добром, жизнь потом нас сама поправит. Какие бы люди не были, стоит пытаться ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ с ними общаться. Поругаться мы всегда успеем. В этом мы сегодня убедились.
После работы я сидела в парке, жевала булочку, кормила голубей и почему-то улыбалась. Улыбалась, глядя в окно автобуса. Улыбалась, взбегая по университетской лестнице. Улыбалась, сидя на кафедре с научным руководителем и дописывая работу. Улыбалась по пути домой деревьям с зелёными листьями, белым ромашкам возле забора, мокрым после полива клумбам. Я не верю в то, что смогу перевоспитать Варвару Степановну. Но, быть может, я смогу наладить с ней человеческие отношения?
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Давайте учить вместе!