Найти тему
Свет моей жизни

Моя замарашка

Валентина смахнула морщинистой рукой крошки, аккуратно положила и открыла свой морской альбом. Валя с детства мечтала поехать на море. Ведь как-то давным-давно в деревню приехала девочка с удивительным именем Снежана. Валя работала в огороде, её ситцевое старенькое платье замаралось, ноги были мокрые, в земле, руки исколоты сорняками. Она старательно уничтожала колючий пырей, брала его старой тряпкой, но он всё равно кололся.

- Девочка, эй, девочка! А как тебя зовут? - услышала Валя и оглянулась настороженно.

За калиткой стояла кукла с фарфоровым личиком в белом платье и с розовым бантом на голове.

Валя помотала головой и снова посмотрела, прищурившись на солнышке.

- Девочка-а-а! Меня зовут Снежана! – громче крикнула кукла и помахала фарфоровой ручкой, - Я приехала к бабушке Тане на каникулы! А как тебя зовут?

- Валя, - осторожно ответила Валя.

- Галя?? - крикнула девочка?

- Нет, ...Валя.

- Иди сюда, давай знакомиться! А что ты делаешь? Что это у тебя в руках?

Валя посмотрела на тряпку и бросила за спину. Вытерла руки о платье.

Девочка засмеялась.

Так началась их дружба. Валя и Снежка. Снежана… Она была северной девочкой. Мама Снежаны вышла замуж за нового сотрудника с вахты, и в первое же лето поехала к его родным в деревню, отдыхать. И Валя отдыхала вместе с новой подружкой.

Она никогда так не отдыхала. Валя насмотреться на Снежану не могла, она её всё время хотела потрогать, чтобы убедиться - это не сон. У неё есть такая подружка! Валя таскала Снежане пирожки с капустой и грибами, которая та кусала и морщила милый носик: «Фи, там грибы, мама говорит – мне нельзя».

- Они вкусные! – убеждала Валя, но Снежа протягивала ей обратно и целовала в щеку, - Спасибо, Валя! Я не буду, мама не разрешает.

Алина Сибера
Алина Сибера

Снежана называла Валю «Моя замарашка», но это звучало так ласково, что, казалось, ласковее слов Валя не слышала никогда.

Они гуляли за ручку. Каждое утро, просыпаясь, бежали друг другу навстречу. Когда Валя работала в огороде – Снежана сидела на ящике из под картошки с заботливо постеленной Валей наволочкой, которую она утащила из стопки чистого белья специально для подруги. Снежана болтала ногами, пела неизвестные песни и рассказывала о школе, одноклассницах, учителях. Она рассказывала о своих куклах, пианино, о том, как новый папа её на лыжах учил кататься и коньках… Снежана знала такие истории, что собирать колючие огурцы было в радость, а полоть морковь, искать и складывать в баночку колорадских жуков – наслаждением.

Однажды Снежана пришла в стареньких штанах и сказала, что она бабушке с утра помогала поливать, а сейчас поможет Вале. Но Валя снова постелила наволочку на ящик, подвела её и усадила, сказала строго:

- Спой лучше мне, тебе нельзя работать, Снежа! Или почитай стихи… Ты так красиво читаешь стихи!

Вале было восемь лет, в этом году старший брат должен был вести её в школу, а Снежане было восемь, но она уже закончила первый класс…

Это лето Валя запомнила на всю свою жизнь, и не только потому, что у неё такая кукла появилась, а потому, что кукла стала подругой, с которой невозможно было расстаться. Невозможно. Горе это было, а не расставание.

Снежана пришла рано утром и сказала, что они уезжают на море. Валя смотрела, не понимая, смотрела так долго, словно хотела, чтобы кукла засмеялась и крикнула: «Обманули дурака, на четыре кулака». Но Снежана первая заплакала.

Они обнялись.

«Валечка моя, замарашечка моя… Ты меня не забывай! Я приеду, еще приеду! На следующее лето, приеду! Ты учись, Валечка! А когда вырастем, мы поедем с тобой на море! Я тебя возьму с собой!!!»

Море стало для Вали мечтой. Она долго плакала, когда ложилась спать и утром, укрывшись с головой одеялом. Потом шла работать, утиралась грязными руками и сама тихонько пела под нос самую любимую песню Снежаны: «Над землёй бушуют травы, облака плывут, как павы… А одно… вон то, что справа – это я, это я… это я… И мне не надо сла-а-авы.. Ничего уже не надо, нам и тем, плывущим рядом нам бы жить… и вся награда.. нам бы жить…»

Валя стелила на ящик свою наволочку и представляла, как входит во двор Снежана, аккуратно расправляет платье и садится.

А еще Вале снилось море…

Она представляла, как входит в тёмно-синюю воду, а там рыбки маленькие серебристые, и чайки кричат в поднебесье. Рядом с ней Снежана в белом платье берет её за руку.

Но вот наступила весна. Потом лето. Приехал папа Снежаны, увидела его машину Валя и такая стала счастливая. Побежала, лицо умыла, руки отмыла, стояла, как медный таз сияла, а потом только поняла…

Пьяный он. И нет больше никого. Не приехала кукла.

Ходили слухи, что расстались, а теперь все. Он собрал вещи матери в узлы и понёс в какой-то грузовик. Потом они заперли дом, Заколотили окна, махнули соседям и уехали.

В соседнюю деревню Валя так и ходила в школу, где было всего восемь детей. Училась она хорошо, старалась, и каждый день ждала, ждала… А чего ждала уже не знала. Только пела и пела разные песни. Учила всё больше и больше стихов. Собирала красивые картинки и открытки, где изображено море, вырезала из журналов фотографии и вклеивала в свой большой морской альбом.

Валя не хотела уезжать из этой деревни, даже, когда она почти опустела. Она решила, что будет ждать.

Годы шли, замуж не стремилась. Работала у фермера одного, хорошего человека, он коров развел и овечек. Побывала в святых местах - два дня путешествовала. Сериалы каждый вечер смотрела, за телевизором следила, чтобы не сломался... Осторожно включала, выключала, пыль протирала с экрана осторожно.

И вот в тридцать шесть лет Валя решилась. Подумала: "Поеду сама на море посмотрю. Деньги накопились, шляпу себе купила от солнца - приезжала соседка и продала. Такая шляпа красивая, соломенная с белым бантом, как у Снежи платье..."

Эта шляпа стала символом. Пора пришла. Хватит ждать. Жизнь проходит.

Проснулась Валя следующим утром и начала собираться, чтобы помчаться навстречу ветру, войти в синее море, почувствовать, волны, ведь мечта почти рядом. Всего лишь двадцать восемь часов на поезде.

Море, море, мир бездонный... пенный шелест... волн прибрежных...

Вышла в огород потянулась и вдруг...

- Галя!!!...

Показалось что ли?

-Галя? Галя ты помнишь меня?

- Валя! Меня зовут Валя...

Слезы по щекам побежали. Сразу она узнала куклу свою.

- Валечка! А я ... Наш папа умер, дом бабушки остался, приехала продавать... Валя, Валька... моя Валя!

Кукла была в шерстяном сиреневом платье, в туфлях на полную ногу, такая пухлая, такая милая!

- Снежана моя приехала. А я только вот... на море собралась!

- На море?

- На море!

- Так поехали вместе! И Артёмку с Галочкой возьмём! У меня дети, Валечка... А я помнила... Вспоминала... Думала ты - Галя. Подружка моя. Дочку Галиной назвала! А папа к нам переехал, они так ссорились... Мама не хотела сюда поближе, папа взял и сам... Бабулю перевез... Я поехала и думала, нет тебя... А ты здесь!!! Валюшка!!!

- Замарашка!

- Что? Что ты сказала?

- Моя замарашка... Так ты меня называла. Да так ласково, что мне нравилось.

Как решили так и сделали. Дети в окно смотрели на море, и они со Снежей обнявшись стояли и смотрели под стук колёс. Чай пили, наливали у проводницы. На станциях Валя боялась выходить, а они гуляли.

Помнила, как выскочили из вагона туда, где все сплавилось от лучей полуденного солнца.

- Где море, где? Жарко и душно. Такси душное...

- Да. Жара. Валечка, скоро приедем в санаторий, потерпи, душа моя!

И вот пляж, весь заполненный людьми...

Вале купальник выбрали, такой купальник, такой яркий, бирюзового цвета сразу там у моря и купили.

И парео, и круг спасательный, как ребенку - его, смеясь, купила Снежана, в подарок.

И поплыла Валя в круге никого не стесняясь, хохотала она и радовалась, прыгая на волнах. И Снежана смеялась рядом, а дети на своих кругах у берега хохотали над Валей.

Галочка маленькая и Артёмка.

Море.

Ходили на море каждый день полчаса туда, полчаса обратно. Уже уезжать скоро, так подошел к Вале мужчина бородатый.

Такой сильный показался, такой красивый.

Что-то спрашивает Валю.

Так смутил, невероятно смутил. А до неё только дошло, что парео лежит, в пяти метрах от неё. Далеко лежит. Она поднялась, чтобы взять его, схватила и прикрылась. Стоит, смотрит издалека.

Застеснялась, раскраснелась, дар речи потеряла.

А он спрашивал, нет ли у них мелочи, разменять деньги, купить захотелось ему кукурузу, а сдачи нет.

Снежана разменяла, разговорилась сама. На Валю показывает и улыбается.

Сел он рядом со Снежаной на камушки что-то говорит и поглядывает на Валю-скромницу.

Валя решила купаться пойти и мужчина тоже поднялся на ноги.

Какой мужчина...

***

Муж... Муж мой... Любимый Костя.

Вспоминает Валя, как он билет менял задорого, с рук покупал. Как решился и поехал к ней в деревню дом продавать, вещи перевозить к себе. Сразу с моря и в деревню... А потом Валю к себе.

Вместе, всё вместе, неразлучные они с мужем стали.

Море их свело.

И не мечтала Валя о таком счастье.

Они вместе Снежану с детьми встречали в гости, а потом решили переехать в один город жить.

Вспоминалось, как на работу Валечку Снежана устроила в цех, а сама бегала к ней через проходную проведать, конфеты приносила чайку вместе попить.

Обедали вместе в столовой для цеха, хотя Снежана могла и в хорошей столовой обедать.

Как она переживала за Валю свою... Замарашку...

Как старательно вытирала блузку, если Валя капнет себе шоколадом или белым мороженым случайно.

Годы дружбы, много лет вместе прошли. Жили, работали, свидетельницей друг у друга на свадьбах побывали. Валя первый раз вышла замуж, Снежана третий.

Мужей схоронили.

Теперь вот Валя осталась одна. Восемьдесят два годочка пролетели...

Снежана рядом с мамой своей и бабушкой теперь лежит. Муж её неподалёку. А Вале бог детей не дал, но Галочка ходит в гости, рядом живёт, внуков водит, внучек, и Артёмушка правнука привез... Да, внуки ходят. На море скоро поедут... Зимой, на иностранное море. Бабушке пришлют фотокарточки...

Сегодня, вот сегодня приедут они. С Галочкой.

Валя отложила свой морской альбом и стала ждать.

В двери ключ повернулся и детский голосок:

- Бабуська!

- Валюша, вот приехали мы, дождалась?

- Бабуля, покушай, вот мороженко.

Валя пробует - вкусное, шоколадное эскимо, любимое.

А правнучка ей платочком губы трёт:

- Ах ты моя замараска!

И смеется Валя, радостная. Чувствует себя совсем девчонкой. Палочка стоит совсем не её, и платок шерстяной тоже чей-то... А шляпа на серванте лежит её, Валина шляпа. Соломенная с желтым бантом...

Сейчас пойдет гулять потихоньку, прогулки полезны, особенно за ручку...

Автор: Алиса Елисеева

Другие рассказы и Навигация по каналу