Найти тему

Как испанский король купил корабли в России

К 1817 году некогда сильный испанский флот был в упадке. Страна была опустошена в результате Пиренейских войн (испанцы, португальцы, англичане против французов), восстаний в колониях. В общем, от хорошего флота колониальной, но не великой европейской державы осталось больше воспоминаний, чем кораблей (с 1808 численность флота упала более, чем в 5 раз).

Построить крупные корабли в нужных количествах на своих верфях было невозможно: нет материалов. Значит, надо купить.
Англичане поддерживают восстания в колониях, французы боятся англичан, португальцы помнят, что испанцы в начале помогали Наполеону во время вторжения в Португалию, США не против переделить сферы влияния в Америке. Так что остались из потенциальных продавцов Россия и больше никого (Дания, Нидерланды и Швеция были не в состоянии даже свои ВМС восстановить).

В итоге в 1817 году Россия и Испания заключили договор о продаже 8 кораблей (5 линейных кораблей, 3 фрегата).
Оплата проходила, в том числе, на деньги Англии за отказ Испании от работорговли и Франции (компенсация за действия Наполеона).
Корабли пришли в Испанию...и испанцам стало плохо.

Нареканий не было к пушкам (испанцы оценили), качество дерева оказалось ниже плинтуса (зачëркнуто: ватерлинии). Оказалось, что древесина абсолютно не годится для тёплых вод (а корабли должны были действовать у побережья Южной и Центральной Америки). В Балтике низкое качество компенсировалось возможностью быстрого ремонта, а в длительных походах через океаны этот вариант не работал.

В Испании случился скандал: моряки отказывались принять корабли, морской министр был уволен и попал в тюрьму. Адмиралтейство было распущено. Король Испании Фердинанд VII принял доклады моряков как обвинение в свой адрес, ведь это он был инициатором и заключил сделку. Ситуация чуть не дошла до бунта, но обошлось.

Александр I решил исправить ситуацию продажей ещё трех новых фрегатов (1816 года постройки). Однако репутацию это не спасло, испанские моряке оценили корабли как "дрова".

В итоге 3 корабля отдали безвозмездно, однако испанцы так и не выплатили всю стоимость по договору (точнее, выплатили только первый платёж). Спор тянулся до 1830 года, когда Николай I отказался от претензий в связи с возможным встречным иском (товар-то некачественный).
Однако прибыль составила, как минимум, 6,87 миллионов рублей (продали в итоге за 8,8, а построили максимум за 1,93 миллионов рублей). О чём думал Фердинанд VII- большой вопрос.

Единственный корабль (фрегат "Maria Isabel", до продажи "Святой Патрикий"), который был в нормальном состоянии захватили чилийцы в октябре 1818 года. Чилийцы переименовали его в "О'Хиггинс" (в честь главы государства, в 1823 вернули испанское название) и активно использовали, естественно, против испанцев (корабль даже флагманом был). Что ещё обиднее для испанцев, остальные корабли пришлось списать к 1823 году: 5 кораблей даже в море не вышли, а 5 оставшихся сделали 1-2 перехода и тоже пошли на слом. Бывший "Святой Патрикий" же в 1826 году был продан Аргентине и затонул у мыса Горн по пути к новому порту приписки.

#Испания #История #xixвек #война #революция #южнаяамерика #чили #корабль #флот #Россия

источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b4/Maquetaohiggins.JPG/1024px-Maquetaohiggins.JPG
источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b4/Maquetaohiggins.JPG/1024px-Maquetaohiggins.JPG