ИЖ "Планета-3"- советский мотоцикл, который выпускался на Ижевском машиностроительном заводе. Был недорогой, массовый и был доступен большинству граждан.
ИЖ "Планета-3", который выпускался до 1977 года это по сути урезанная версия ИЖ "Юпитер-3", но был более востребованным мотоциклом среди населения. За шесть лет производства было выпущено более 450 тысяч мотоциклов базовой версии. Отличались они по цвету, материалами отделки и накладками на топливном баке. Это не удивительно, ведь "Планета-3" стоила недорого, была неприхотлива и вынослива. А унификация деталей с "Юпитер-3" упрощала ремонт.
"Планета-3" мало чем отличался от "Юпитера-3":
Силовой агрегат воздушного охлаждения, одноцилиндровый и двухтактный. Рабочий его объем 346 см3, а мощность 18 лошадиных сил;
Используется карбюратор, топливо поступает самотеком из бака;
Сцепление такое же, как и у "Юпитера-3", но многодисковое и с масляной ванной. Хоть конструкция и очень схожая, но тут детали не взаимозаменяемы. На "Планете-3" звездочка другая и привод включения тоже имеет отличия;
По конструкции коробка передач схожа, но отличается способом переключения и передаточными числами шестерней.
Остальные детали были очень схожи и в большинстве случаев были взаимозаменяемы. Вес "Планеты-3" составлял около 170 кг, а максимальную скорость которую мог развить мотоцикл, составлял 120 км/ч. Так же стоит отметить, что мотоцикл выпускался еще с коляской и имел немного друге обозначение ИЖ "Планета-3К".
Так как "Планета" обладала одноцилиндровым двигателем по динамическим характеристикам мотоцикл уступал "Юпитеру-3". Но владельцы отмечали, что у него тяга была гораздо лучше на не высоких оборотах. А в советское время это было довольно-таки неплохим преимуществом, так как в большинстве случаев мотоцикл эксплуатировался в сельской местности.
Мощность двигателя у одноцилиндрового агрегата оставалась такой же, как и у двухцилиндрового у Юпитера, что сказывалось на расходе топлива. Он был выше и на 100 км составлял около 5 литров. Зато регулировать зажигание было проще.
В 1977 году вышла следующая модификация мотоцикла ИЖ "Планета-3.01". Создавая эту модификацию конструкторы придерживались той технологии, которую использовали при "Юпитере-3". В новая модификации изменилось:
Переднее крыло, которое получило регулировку по высоте;
Задние амортизаторы, конструкция была улучшена:
Двигатель, благодаря форсировке удалось мощность поднять до 20 лошадиных сил;
Руль, на нем появились зеркала заднего вида;
Передний тормоз;
Оснастили мотоцикл дугами безопасности, которые водителя защищали при аварии.
Модификация мотоцикла ИЖ "Планета-3.01" производилась вплоть до 1981 года. За все время производства было выпущено около 401 тысячи мотоциклов.
Спрос на мотоцикл был очень хороший, людям он нравился и его покупали. Поэтому конструкторы в 1981 году подготовили еще одну модернизацию Ижевского мотоцикла. Новый мотоцикл особо не отличался от других версий, но все-таки небольшие отличия были. ИЖ "Планта-3.02" получил:
Добавили 1 лошадиную силу мощности поработав над карбюратором, благодаря этому общая мощность мотоцикла уже составляла 21 сила;
Оснастили двухколесный транспорт новым топливным баком, который в последствии был установлен на ИЖ "Планета-4";
Появилось заднее крыло более интересной и современной формы. Правда выпуск детали хорошо не был налажен, поэтому многие мотоциклы не были оснащены новым крылом.
Модификация с индексом 02 производилась всего лишь четыре года и за это время было выпущено более 200 тысяч мотоциклов.
Мотоцикл ИЖ "Планета-3" не выпускается с 1985 года. Но несмотря на это иногда его все-таки можно увидеть на дорогах. Конечно же вряд ли его можно увидеть в больших мегаполисах, а вот в сельской местности ижевский мотоцикл встречается очень часто. Из этого можно сделать вывод, что действительно мотоцикл "Планета-3" получился надежный и долговечный раз смог дожить до нашего времени.
А все потому что он оснащен простым двигателем, надежной трубчатой рамой, а благодаря телескопической вилки и заднему амортизатору можно было комфортно чувствовать себя на пересеченной местности.
Можно ли сейчас приобрести мотоцикл из Советского Союза? Можно, при чем если поискать, то можно найти в очень достойном состоянии за вполне адекватную цену. Например, мотоцикл первой модификации в неплохом состоянии и со всеми документами предлагается за 20 тысяч рублей.
Сейчас мотоциклом в основном интересуется сельские мальчишки и байкеры, которые самостоятельно проводят тюнинг мотоцикла. Некоторые переделывают их в чоппер. Поэтому не исключено, что ИЖ "Планету-3" мы еще долго будем наблюдать на дорогах страны.