Вода - опасная среда. Большая вода опасна вдвойне. Ладога - самое большое озеро Европы - коварно и безжалостно. Настоящее ЧП на просторах озера-моря едва не обернулось трагедией на днях.
Для меня эта история началась с нескольких сообщений, присланных знакомыми и не очень людьми. Содержание их от сдержанного: "что там с Фортисом"; до "ну что г...но твой Фортис"!
Фортис, конечно, не мой. Но я действительно довольно много внимания уделял этой верфи на протяжении нескольких лет. Тестируя в прошлом модельный ряд и снимая обзоры на новые модели.
Более того, само зарождение этой верфи (одной из наиболее развитых, прогрессивных и заметных в России) происходило на моих глазах и при некотором участии.
По крайней мере, прототип ещё под старым названием "Альбатросс" принял участие в съёмках первой серии наших ТВ-программ "Большой троллинг".
Но вернёмся в настоящее.
Этот пост не раскрывает подробностей происшествия, а лишь указывает: что-то произошло на Ладоге с одной из самых популярных и продаваемых моделей производителя.
Первым делом обращаюсь к непосредственному участнику. С просьбой поделиться подробностями произошедшего.
Рассказ, что и не удивительно, полон эмоции. Обычная рыбалка закончилась операцией по выживанию и счастливому спасению двух напарников. А лодка буквально "разложилась" на две части.
Впрочем, не стоит раньше времени рисовать картины настоящего краша.
Оставлю самое важное:
Около 23 начало раздувать; говорю: надо валить, а тут раздача 1,2 3 спин загиб; все это мотаю волна поднимается, кое-как посматывал, начал разворачиваться, напарник говорит: ноги мокрые. Поворачиваю голову а там вода по рундук, включаю помпу говорю: иди на нос чтоб равновесие выровнять. Он сделал шаг, бах левый баллон выскакивает с пазов с конца около метра...
Здесь важно сделать отступление. Конструкция РИБов Fortis имеет особенность крепления баллонов к корпусу так, что в случае необходимости их можно снимать. Главным образом для обслуживания, ремонта, замены или хранения. Такая конструкция успешно применяется на протяжении всей истории рибов этого производителя около 10 лет.
...Говорю: без паники, она (имеется в виду корпус) плавучая; тут она (имеется в виду баллон) как банка за секунду по кругу вышла из пазов. Напарник в воде я хватаю телефоны и на баллоны.
Далее я опущу подробный рассказ о спасении. Он полон понятных в такой ситуации эмоций. Не сразу, но напарникам удалось дозвониться до спасателей и сообщить в чате о ЧП. Через какое-то время частная лодка подошла и спасла рыболовов. (спасатели прибыли много позже)
Что касается корпуса РИБа. Он, как и положено сохранил положительную плавучесть. По словам одного из напарников: корпус сперва перевернулся, а затем принял вертикальное положение носом вверх. И в таком положении стал отдаляться от дрейфующих на баллонах напарников.
На момент написания этого текста корпус с мотором и оставшимся на борту снаряжением не найден.
Итак. У нас есть две проблемы.
Первая: вода в корпусе.
Вторая: отстегнувшиеся баллоны.
По словам одного из участников событий - Андрея, вода могла попасть в момент резкого разворота на волне. Теоретически в условиях крепкого волнения такое действительно возможно. И совершая резкие манёвры важно правильно оценивать ситуацию за бортом. Сопоставляя с габаритами лодки.
Возможно причина наполнения лодки водой и другая. Либо их несколько. К сожалению, доподлинно установить истину в текущей ситуации невозможно.
В любом случае, может быть несколько причин резкого набора воды. В том числе и так называемый "брочинг" (broching). Когда лодка двигаясь по волне сваливаясь с одной ныряет в следующую. (автор имеет опыт подобной ситуации на ПВХ 380 с мотором избыточной мощности).
Словом, какой бы ни была причина резкого набора воды - она не может быть фатальной. Корпус не только должен сохранять плавучесть, но и остойчивость. Даже, если наполнить под высоту борта в кокпите.
Ситуация неприятная, но надёжная помпа обязана справиться с ней.
Куда важнее в данном случае отстегнувшийся баллон.
Как я уже сказал, данная система успешно применяется производителем около 10 лет. За которые верфь выпустила не одну сотню корпусов. Курсирующих в разных частях страны. От Баренцева моря до сибирских таёжных рек. Следовательно говорить о её несостоятельности и опасности - точно нельзя.
Причина очевидно в конкретной лодке.
Как мне удалось узнать у производителя, попавшей в ЧП лодке около пяти лет. За которые она эксплуатировалась в разных условиях. (это подтверждают и фото на страничке одного из владельцев комплекта). Сервисное обслуживание у производителя за этот период времени не проводилось. Поэтому производитель не может дать оценку состояния корпуса перед ЧП.
Сама ситуация, при которой баллон отстегнулся - неординарна и подобных примеров мне найти не удалось. Тем не менее, какая-то причина этого должна быть. Дистанционно можно только гадать. Что это? Следствие механического вмешательства? Или истирания паза в следствии частного снятия баллона? Или может быть вода осталась внутри паза зимой и лёд "расширил" проём? Или что-то ещё?
Чтобы сделать какое-то более реальное предположение или установить точную причину - необходимо произвести оценку и диагностику корпуса. Точно можно сказать, что в течение нескольких лет лодка была в эксплуатации и подобных ситуаций не случалось. В ином случае владельцы обязаны были бы обратиться к производителю для устранения!
Полагаю, что возможно «расшатанный паз» держал баллон в штатном режиме, но когда после набора воды корпус немного притопило, давление на него усилилось; часть баллона выскочила и далее уже цепная реакция, эффект «карточного домика».
Кто несёт ответственность?
В отличие от автомобилей, где есть такие понятия, как ТО и Техосмотр, цель которых обеспечивать необходимые эксплуатационные качества машины. Подтверждая её пригодность к безопасной езде. В водно-моторной среде такого понятия по сути нет.
Техосмотр проводится сотрудниками ГИМС, но он носит формальный характер и не связан с оценкой реального технического состояния корпуса. А лишь соответствия комплектации и наличия необходимых по правилам предметов (вроде аптечки и других предметов).
Что касается обязательного ТО лодки - такого нет вовсе.
Сезонное обслуживание корпуса - хорошая практика, но она пока не носит какой-то массовый характер. А зря. Особенно, если производитель расположен в вашем регионе; ведь он лучше других знает твою лодку.
В данном случае корпус длительное время находился в эксплуатации. И обвинить производителя в этом ЧП уж точно нельзя. Проблема не носит какой-то системный характер; тогда можно было бы сказать о просчётах в проектировании.
Следовательно, любые "наезды" на производителя следует воспринимать критически. Но для всех эта ситуация должна послужить уроком.
Крайне важно проверять состояние лодки после и перед сезоном.
Если бы практика прохождения сезонного ТО стала обязательной, тогда можно было бы задать вопрос сервису. Впрочем, в отсутствии корпуса мы можем лишь теоретизировать о произошедшем.
Надеюсь корпус всё же будет найден и тогда ситуация получит развитие, а мы ответы на вопросы, что же на самом деле стало причиной отстегнувшегося баллона.
Ведь главное в этом - возможность избежать ЧП и трагедий в будущем.
Дмитрий Матвеев || ItodorTV
#катер #риб #Чп #происшествие #ладога #лодка #производитель #несчастный случай #рыбалка #ловля рыбы