В основе авиационной промышленности и авиации в целом лежит мечта. Мечта о возможности оторваться от земли, посмотреть на неё с «высоты птичьего полёта», поднять надо облаками, познать неизведанное. Вслед за мечтой приходит понимание, что полёт-это борьба. С гравитацией, выражающий чистую непобедимость сил природы над человеческими возможностями, со страхом падения с высоты, которое эта самая гравитация сделает максимально неприятным, подключив своего цепного пса-ускорение свободного падения. Хочешь-не хочешь, а каждую секунду 9,8 м/с к скорости прибавь. Тут подтягиваются остальные величины, заботливо открытые физиками разных стран и эпох. Множатся, усиливают эффект, и вуаля. Земля, привет.
Что, простите? Да, вот там, на дальнем ряду. Сопротивление воздуха? Тот случай, когда сопротивление бесполезно. Только в романе Дэна Брауна вам может спасти жизнь знание, что оно есть. Хотя мы его не видели. Ни воздух, ни сопротивление. Но обе эти вещи есть. И их нужно учитывать. Секунду. Вот же и ответ. Чтобы избежать падений и сделать взлёт возможным, нужно всё учесть. Госпожа метрология, добро пожаловать.
Теперь давайте отбросим романтику. Основное преимущество авиации зачастую обращается в основную проблему. В случае поломки или технологического просчета исправить ситуацию в воздухе практически невозможно. Потом риск велик, и требуются максимально точные данные при проектировании и сборке. Помимо прочего, испытания готового объекта весьма затратны и трудоёмки. Не говоря уже о том, что при неудачном полёте, причиной которого стала ошибка в измерениях и расчётах, всё придётся начинать сначала, затратив массу ресурсов. Потому вопрос о единстве требований к измерениям и точности показателей является одним из важнейших.
Необходимо:
-обеспечить единство и максимальную точность измерений
-определить эталоны единиц величин
-разработать и внедрить специализированные средства измерений и контроля параметров
-регулярно и своевременно проводить поверки и калибровки средств измерений
-составить перечень нормативных документов
-организовать доступ к актуальной информации по эталонам и средствам измерений
Последний пункт очень важен. Здесь речь даже не о конкуренции, а опять же об ответственности. За качество сборки и дальнейшей эксплуатации. Задачу точности измерений на сегодняшний ( и без малого завтрашний) день успешно решают лазерные трекеры. Точность, удобство и высокая устойчивость к различного рода помехам делает их незаменимым инструментом измерений в аэрокосмической отрасли, позволяя проводить
- Контроль стапелей, измерение геометрии приспособлений для сборки и сварки, периодические проверки их размеров и регулировка.
- Измерения, контроль и сертификация оснастки
- Проверка штампов, матриц и пуансонов
- Детальный контроль и измерение изделий
- Первичный контроль и проверка готовой продукции
- Диагностика точности и повторяемости станков с ЧПУ и других
- Измерения при различных видах механических испытаний объектов
Передовые разработки марки Leica, реализованные в линейке AT, дают возможность быстро и без задержек получать данные высочайшей точности, а возможность подключения дополнительного сканирующего модуля, доступность и простота (определённого уровня) интерфейса значительно расширяют возможности сканеров, делая их незаменимыми в отрасли «современного воздухоплавания». Мечта, которую можно спроектировать, сконструировать и запустить в небеса, становится объективной реальностью.