Найти тему
Training × Development Group

🔐 Десять заповедей критического мышления (часть 2)

🔐 Десять заповедей критического мышления (часть 2)

6️⃣ Оценивайте стратегию, а не результаты.

Судить по результатам опасно. Следование глупым стратегиям может окончиться благополучно, а мудрые стратегии не всегда успешны. Плохая стратегия, принесшая хороший результат, остается плохой, тогда как хорошая, даже несработавшая, стоит того, чтобы снова ее применить. Это единственный способ минимизировать риск в долгосрочном плане. Не гонитесь за сиюминутным успехом. Продолжайте действовать правильно.

7️⃣ Помните о возвращении к среднему.

За исключительными результатами, будь то очень плохие или необычайно хорошие, непременно последуют обычные. Не попадайтесь в ловушку ожиданий. Подобно экономике после периода кризиса или взлета, дела со временем налаживаются или катятся под гору с вершины. Ничто не длится вечно. Мыслите стратегически, принимая в расчет большие числа и учитывая внутренние тенденции.

8️⃣ Ищите не подтверждения, а опровержения.

Любую мысль можно подтвердить бесчисленное множество раз, если выбирать исключительно свидетельства в ее поддержку. Вы убедите себя, что Земля плоская, если ограничите обзор одной милей. Пытайтесь выявить проблемы и противоречия и подвергайте свои аргументы самой серьезной проверке. Идея или теория, которую нельзя протестировать или опровергнуть, немногого стоит.

9️⃣ Знайте свою систему ориентиров.

Вы бы прошли милю за £20? Представьте, что собираетесь купить чайник за £40, но находите такой же за £20 на распродаже в миле отсюда. Вероятно, вы решите прогуляться. Другой пример. Вы решили приобрести машину за £6000 и узнаете, что в миле от вас точно такой же автомобиль продается за £5980. Скорее всего, в этом случае вы останетесь на месте. Почему? Наше восприятие не абсолютно, оно всегда относительно. Обязательно сформируйте собственную систему ориентиров и не позволяйте никому сделать это за вас.

🔟 Все предложенные варианты могут быть ошибочными.

Прежде чем сделать выбор, задумайтесь, есть ли среди них лучший или наиболее рациональный. На сайте посетителям предлагают ввести персональные данные или получить ограниченный доступ? Возможно, самое правильное — отвергнуть оба этих предложения. Политик заявляет, что нужно либо повысить налоги, либо сократить число иммигрантов? Нет причин принимать ни ту ни другую альтернативу. Выйдите за установленные рамки. Задумайтесь, действительно ли вам предоставляют выбор. Нет ли иного, лучшего взгляда на ситуацию? Ситуации мнимого выбора создают те, кто особенно боится проявлений критического мышления

© Том Чатфилд "Критическое мышление"