Найти тему
Абзац

Здоровое зерно: почему СССР покупал пшеницу у Америки, а Россия продаёт

Если когда-нибудь будет написан строгий учебник советской истории, то там будет указана дата крупного поражения Советского Союза в холодной войне: ровно 50 лет назад, 8 июля 1972 года. День, когда президент США Никсон растрепал на весь мир информацию о крупной сделке по продаже зерна, которая вот-вот будет заключена с Брежневым. В тот же день рыночные цены на пшеницу взлетели, для американских фермеров настала золотая пора.

Текст Владимира Тихомирова

Фото: TASS / dpa / picture-alliance / Arne Dedert
Фото: TASS / dpa / picture-alliance / Arne Dedert

Москва была вынуждена стерпеть этот коммерческий фокус. Ведь хлеб нам был нужен, да к тому же в обмен на закупки Никсон снял возражения о строительстве магистрального газопровода Уренгой – Помары – Ужгород в Западную Германию. Немецкие деньги за газ как раз были нужны Советскому Союзу, чтобы импортировать хлеб.

Фото: ТАСС / Мусаэльян Владимир, Соболев Валентин
Фото: ТАСС / Мусаэльян Владимир, Соболев Валентин

Впервые СССР стал покупать зерно в США в 1963 году – небольшими партиями. Официальные заявления наших властей, что такой шаг позволит решить проблему неурожайных регионов, были ложью – дефицит зерна стал прямым следствием неэффективной экономической политики.

В первые годы после войны наша экономика, наоборот, удивляла в хорошем смысле. Уже через два с половиной года в СССР отменили карточки на продовольствие, а объём промышленного производства превзошёл довоенный уровень. Цены понижались, газеты трубили об успехах социалистического государства, причём с обязательным перечислением тех миллиардов убытков от низких цен на продукты, которые государство якобы «брало на себя». Но в действительности расходы были переложены на плечи крестьянства: из него продолжали «выжимать» хлеб, который за бесценок шёл на экспорт.

Итогом такой политики стали масштабный голод в начале 1950-х в Центральной России и повальное бегство крестьян из колхозов в города.

Районы нечернозёмной полосы России покинули миллионы крестьян, что привело сельское хозяйство на грань запустения. И затем с 1960-х по 1980-е годы численность сельского населения нечернозёмной зоны сократилась на 45%. То есть выращивать хлеб стало некому.

Фото: ТАСС / Свердлов Леонид
Фото: ТАСС / Свердлов Леонид

Нельзя сказать, чтобы власти не пытались как-то помешать этому процессу – принимались десятки постановлений и указов о стимулировании развития сельского хозяйства, посылали на работу в колхозы городскую интеллигенцию, распахивали целину, но всё было напрасно.

Наконец власти пошли на поклон к Западу, предложив сделку «нефть и газ в обмен на хлеб». Причём американцы тут же подсуетились – благодаря картельному сговору членов организации ОПЕК цены на нефть были на некоторое время искусственно снижены, а на зерно – раздуты до небес.

Сегодня мы с Западом словно поменялись местами. Россия, освобождённая от пут идеологии, является крупнейшим в мире поставщиком пшеницы и сама диктует цены на продовольственных рынках, а страны Запада разоряют своих фермеров, мечтают о продолжении экспериментов с отменой рыночной экономики и введением предельных цен на российские нефть, газ и хлеб.

Что ж, итог этих экспериментов предсказуем.

А у нас, когда власть стала гонять на работу в колхозы городских белоручек, они сами захотели иметь приусадебные участки как личный бастион продовольственной безопасности.

Именно эти огороды с единственным строением в виде туалета-кладовки-бытовки спасли нашу семью, как и многие другие, от голода в начале «святых» 1990-х.

Так что, дорогие американцы, немцы и британцы, пока не поздно, заводите огород. Чертёж сортира вышлю в личку.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.