Найти тему
несокрушимая и легендарная

Почему на полях сражений Европы XIX века часто не могут найти солдатские погребения. "Парадокс Ватерлоо"

Понятие, о котором хочется поговорить, многие называют «парадоксом Ватерлоо». Битва при Ватерлоо, завершающее сражение эпохи наполеоновских войн, состоялась 15 июня 1815 года, и в этой битве Наполеон, потерпев поражение, окончательно похоронил надежду вернуть себе власть во Франции, утраченную в ходе войн против коалиции крупнейших европейских государств.

Об этом сражении написано множество научных работ, исторических исследований, имеются свидетельства очевидцев и казалось бы, уже и секретов не должно было остаться, но как бы подробно историки ни разбирали ход сражения, сколь достоверными не были бы источники, до сих пор остается загадкой – а куда же делись тела 52 тысяч солдат, погибших в этом сражении. Дело в том, что в результате проведенных археологических исследований в этой местности не найдено ни одного воинского захоронения.

-2

Эпическая битва, о которой написаны миллионы исторических статей, сняты документальные и художественные фильмы, которая изучается в образовательных учреждениях, на деле оставила после себя ДВА скелета «неопределенного происхождения» и кости ОДНОЙ ампутированной ноги!!!

И как пример - Бородинское сражение 1812 года. В свое время на Бородинском поле были отмечены четыре братских захоронения. К сожалению, со временем, эти метки были утрачены, но благодаря картам 1912 года и выдающемуся советскому архитектору-реставратору Николаю Ивановичу Иванову, в середине 60-х годов прошлого столетия эти захоронения вновь удалось отыскать. Исследования на месте показали, что в этих захоронениях находились как русские, так и французские солдаты.

А с битвой при Ватерлоо дела дошли до того, что стали появляться публикации ставящие под сомнение сам факт этого сражения и требования признать, что битва является не более чем исторической выдумкой.

Сами же историки пытаются как-то объяснить эту несуразицу.

Директор Шотландского центра изучения войн и археологии конфликтов при Университете Глазго (Великобритания) Тони Поллард после исследования частных писем, мемуаров, а также зарисовок людей, побывавших в окрестностях бельгийского селения Ватерлоо вскоре после сражения, выдвигает свою версию произошедшего.

Песчаный карьер напротив Ла-Э-Сент, используемая для захоронения. Наброск Джеймса Роуза, опубликованный в 1817 году.
Песчаный карьер напротив Ла-Э-Сент, используемая для захоронения. Наброск Джеймса Роуза, опубликованный в 1817 году.

Благодаря изученным материалам, Полларду удалось установить и нанести на карту предполагаемые места захоронения погибших, которых оказалось значительно больше, чем три захоронения (13 тысяч человек), упоминавшихся в мемуарах шотландского купца Джеймса Кера, побывавшего на месте сражения одним из первых.

Карта Полларда с нанесенными отметками
Карта Полларда с нанесенными отметками

Но вышла незадача: проведение археологических исследований на местах предполагаемых захоронений дали отрицательные результаты. Не было найдено ни одного погребения: ни те, что благодаря изученным документам, обнаружил Поллард, ни те, что указал в своих мемуарах Джеймс Кер.

За все время, прошедшее после битвы, случайно были обнаружены останки лишь двух человек, да и то не факт, что это были солдаты, погибшие в этом сражении. Так куда же пропали останки 52 тысяч солдат, павших на этом поле.

В своей работе Поллард делает вывод, что в первой половине XIX века поля сражений на тот момент могли служить удобным источником сырья для производства костной муки, являвшейся на тот период эффективной формой фосфорных удобрений. В подтверждение своих слов он упоминает три газетных статьи, начиная с 1820-го, в которых сообщается о том, что в Британию, для производства удобрений, ввозились человеческие кости с европейских полей сражений.

Заметка из "Morning Post" за 1820 год
Заметка из "Morning Post" за 1820 год

Одним из таких полей сражения, как считает Поллард, было и поле при Ватерлоо. При исследователь считает, что места массовых захоронений агентам поставщиков костей были указаны местными жителями.

Многие считают эту гипотезу достаточно смелой и требующей подтверждения. Для подтверждения или опровержения своей гипотезы Поллард собирается провести дополнительные археологические исследования полей сражения при Ватерлоо.

Если человеческие останки были удалены в предполагаемых масштабах, то хотя бы в некоторых случаях должны быть археологические свидетельства ям, из которых их извлекли, какими бы усеченными и плохо определенными они ни были.

Возможно, кто-то посчитает эту гипотезу Полларда бредовой, но я, в общем-то, ее принимаю и хочу объяснить почему.

В журнале «Оружейный сборник» за 1878 год мне как-то попалась коротенькая заметка, на которую я изначально не обратил внимания, и, посчитав больным воображением журналистов от «желтой прессы», попросту забыл о ней.

Теперь мне пришлось вновь разыскать эту статью и сейчас я хочу ознакомить вас с ней. Предварительно напомню, что в 1878 году с помощью русской армии Болгария освободилась от османского ига.

Вот ее содержание:

«В редакцию газеты Ведетте из Базиаша [Ведетте, это военный журнал, издававшийся в Австро-Венгрии в 19 веке] пишут, что со времени прекращения ледохода по Дунаю, туда свозятся из Болгарии, огромными массами, кости, собранные на полях сражений.

Эти массы костей, идущие через таможни, конечно под названием только костей от лошадей, представляют собой очевидно в огромном количестве кости и даже целые, неповрежденные людские скелеты.

Как сообщают, местное начальство в Болгарии отдает местности, где происходили сражения или зарывались лошади, в руки антрепренеров, которые выкапывают из ям и могил все кости, которые не попадутся, свозят их в Австрию и продают на фабрики и заводы.»

 Заметка из "Оружейного сборника" 1878 г.
Заметка из "Оружейного сборника" 1878 г.

О том, что в 19 веке «бизнес на костях» был широко распространен в Европе, и, в частности, в Англии, рассказывает известный британский журналист Роберт Фиск.

А некий сэр Джон Синклер в пятое издание своей книги "Сельскохозяйственный кодекс" изданной в 1832 году включил раздел о преимуществах использования костей в качестве удобрений. В одной таблице приводится химический анализ человеческих костей, а в сноске говорится, что "ввоз костей должен стимулироваться государственными субсидиями, а капитанам судов, которые занимаются перевозом костей, должны предоставляться определенные льготы"

А теперь, я думаю, можно подвести итог: костная мука в тот период была эффективной формой фосфорных удобрений, так что до открытия суперфосфата в 40-х годах 19 века и начала его промышленного производства, европейские поля сражений, в том числе и Ватерлоо, являлись удобным источником сырья для изготовления удобрений, которые потом использовались в сельскохозяйственном производстве Европы.

Да, у расчетливых европейцев ничто не пропадало даром, и бизнес на костях для них был просто бизнесом, и тут мне почему-то вспомнились крематории концлагерей и практичные нацисты.

А у меня на этом все. Если статья понравилась вам, оставляйте свои комментарии, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.

Всем мира над головой и до свидания.