В XVII веке каждая национальная живописная школа Европы обладала ярко выраженными оригинальными чертами. Одной из главных особенностей голландской живописи явилась совершенно новая концепция жанра пейзажа, отличая и от фламандской традиции, и от канонов итальянского классицизма.
Зарождение пейзажа как жанра
Уже в XV веке подход к проблеме перспективы в живописи севера и юга Европы существенно разнился. В Италии, к примеру, фоновый пейзаж всегда подчинялся правилам линейной перспективы, в то время как во Фландрии, вследствие колористических экспериментов, возобладал принцип воздушной перспективы, согласно которому все отдаленные объекты приобретают небесные оттенки.
Пейзаж «Мадонна канцлера Ролена», написанной великим Яном ван Эйком (ок.1390-1441) приблизительно в 1435 году, не только служит наглядным примером удачного применение этого метода, но считается, благодаря этому, одним из первых реалистических пейзажей в истории живописи. Город на дальнем плане представлен исключительно достоверно, с большим вниманием к мельчайшим деталям, - и это при том, что архитектурное оформление не имеет ничего общего с окружающей действительностью, полностью являясь «лишь» плодом авторского воображения.
Почти сто лет спустя фламандский живописец Иоахим Патинир (ок.1475/1480-1524) прославился благодаря своим религиозным картинам, в которых, подобно Дюреру (1471-1528) или Иерониму Босху (ок.1453-1516) «выдвигал» пейзаж на передний план, фактически оттесняя фигуры персонажей. Немыслимая дерзость по тем временам! Патинир нарушает устоявшуюся веками иконографическую традицию, делая пейзаж главной темой картины. Уже через пару лет страсти улягутся, и этого художника признают первым настоящим пейзажистом, приписывая ему одну из наиболее важных жанровых инноваций - панорамный вид. В его картинах пейзаж часто представлен таким образом, будто художник писал его с высоты птичьего полета.
Кроме того, именно Патинир впервые разделил пространство на три отдельных колористических плана: первый план исполнен в теплых коричневых тонах, второй в светло-зеленых, и, наконец, на дальнем (последнем) плане доминируют холодные голубые тона. Эта та самая «пейзажная трехцветка», которая позже ляжет в основу принципа воздушной перспективы. И все таки у Патинира, как и у Босха, пейзаж еще содержит некий фантастический аспект, который навсегда покинет этот жанр благодаря творчеству Питера Брейгеля Старшего (1525/30-1569). Брейгель заимствует у Патинира панорамный вид, однако изменяется саму суть пейзажа. Брейгель пишет «жизнь, как она есть», то есть отдает предпочтение реалиям перед фантазиями. Он заметно «расширяет» пространство, щедро наполняет его воздухом, на заднем плане часто изображают горы (отпечаток пребывание в Италии), а на переднем – фигуры крестьян с обобщенными, «деиндивидуализированными» чертами (следование канонам фламандской живописи).
В то же время Ян Брейгель (1568-1625), по прозвищу Бархатный, работал в совершенно иной манере. Он умело оперировал изысканными тонами, а его знаменитые переходы от коричневого к синему сопровождались тонкой градацией полутонов, что позволяло ярко освещать участки даже на заднем плане. В его произведениях фигуры выглядят куда более утонченно, чем на картинах его отца или брата, и близки скорее итальянской, нежели фламандской традиции. Брейгелю Бархатному удалось сохранить свою творческую индивидуальность, несмотря на тесное сотрудничество с Рубенсом (1577-1640), гений которого, как известно, «поглотил» немало оригинальных живописцев.
Голландский реализм
Стиль Брейгеля распространяется в Голландии посредством работ фламандских художников, вынужденных эмигрировать из родных мест по причине массовых репрессий, которые учинялись в конце XVI века испанскими католиками против сторонников протестантизма. Уроженец Антверпена Гиллис ван Конинкслоо (1544-1607) является представителем очередного направления пейзажной живописи – маньеристического, а его ученик Эсайас ван де Велде (ок.1590/1591 – 1630) сегодня считается провозвестником голландского реалистического пейзажа XVII века.
Именно они выработали стиль, новизна которого заключалась в «открытии» пространства за счет занижения линии горизонта и сужения цветовой гаммы. После 1630 года Ян ван Гойен (1596-1656) вообще объявляет «войну буйства красок» и оставляет после себя строгие монохроматические картины. Цвет и контраст возвратятся лишь после 1645 года, благодаря творчеству Якоба ван Рёйсдала (1628/29-1682), а также Альберта Кейпа (1620-1691), Яна Бота (ок.1618-1652) и Клеаса Петерса Беркема (1620-1683). Трое последних считаются представителями итальянской традиции в голландском пейзаже. Вернувшись из поездки по Аппенинскому полуострову, эти художники, независимо друг от друга, принимают итальянскую классицистическую конвенцию и создают идеалистические пейзажи с античными руинами и фигурами пастухов и пастушек.
Новый голландский пейзаж
Пейзажный жанр Голландии XVII столетия – это не природа вообще, как некая картина мироздания, а национальный, именно голландский пейзаж, который можно узнать и в современной Голландии: знаменитые ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ним лодками летом и с конькобежцами – зимой. Воздух насыщен влагой, серое небо занимает в композициях большое место. «Бог дал голландцам только небо и воду, а землю они создали сами» - гласит голландская поговорка.
В справедливости ее убеждал ландшафт Голландии – плоская, покрытая сочной зеленью земля, рассечённая изгибами речных русел и геометрической сеткой каналов. Но именно эта земля вдохновляла художников, именно эту землю они воспели и увековечили в своих живописных произведениях. Рембрандт (1606-1669) призывал своих коллег учиться следовать, прежде всего, природе и отображать все, что можно в ней найти. Он считал, что «в отечестве своем каждый может открыть столь много любезного сердцу, приятного и достойного, что, раз отведав, можно найти жизнь слишком короткой для правильного воплощения всего этого».
Французский исследователь Эжен Фромантен (1820-1876) отмечал, что голландский пейзаж XVII века предполагал «решительный отказ от идеальной нормы, от широкого вселенского охвата; он утверждал обращение к отдельному, единичному мотиву реальной, повседневной природы, как бы увиденному обычным человеком в естественной жизненной ситуации и носящему на себе отпечаток субъективно-индивидуального переживания этого последнего». Именно богатство реальных впечатлений от окружающей человека природной среды содействовало формированию множества тематических подразделений голландского пейзажного жанра. «Песчаная полоса берега, за которой виднеются качающиеся на волнах корабли, унылые дюны с одиноким деревом и двумя-тремя фигурами, покосившаяся сельская хижина, дорога среди пологих холмов – эти мотивы, впоследствии бессчетно повторяемые пейзажистами будущих эпох, кажутся нам настолько естественными и привычными, что мы подчас не отдаем себе отчета в том, каких творческих усилий потребовала сама их разработка» (Фромантен).
Не следует забывать, что именно голландцы первыми «увидели» эти мотивы в натуре и нашли для них такие принципы живописного воплощения, которые при всей внешней простоте и очевидности представляют завершенные пластические формулы. Эстетическая содержательность этих решений и мощная сила впечатления, производимая ими на зрителя, подтверждаются их поразительной долговечностью во всей последующей истории искусств.