Найти в Дзене

Что делать, когда ребенок нарушает правила?

Оглавление

Каждый ребёнок иногда плохо себя ведёт: шумит, кого-то обижает, нарушает правила, не соблюдает договорённости.

Когда такое случается, важно 
не ругать ребенка, а разобраться, почему это произошло. Например, может оказаться, что правило слишком сложное, 
и тогда его нужно пересмотреть. Но бывают ситуации, когда ребенок нарушает правила намеренно. В таких случаях помогают восстановительные практики.

В основе восстановительных практик лежит идея о том, что люди важнее, чем нарушение правил: важно не наказывать, а предложить ребенку взять на себя ответственность за свое поведение и загладить вину действиями
Одна из таких практик —
восстановительный разговор.

Восстановительный разговор — это набор принципов, которые учат ребенка видеть ситуацию с разных сторон, осознавать влияние своих слов и поступков на других людей и искать способы разрешения конфликтов, например, недопонимание в семье или спор на детской площадке

Как провести восстановительный разговор?

Шаг 1. Восстановите события

Пусть ребенок расскажет свою версию, а потом вы поделитесь тем, что видели сами. Это поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон и услышать позиции всех участников.

Примеры вопросов:

  • Что произошло?
  • Что ты делал/а до того, как я попросил/а перестать играть?
  • Как ты видишь ситуацию? Расскажи все, что было, по порядку

Шаг 2. Поговорите про других участников

Вспомните всех, кто напрямую участвовал в конфликте или кого поведение ребенка могло задеть косвенно (например, сломана чужая вещь). Обсудите, как эти люди чувствовали себя — это покажет ребенку, как слова и поступки влияют на людей вокруг.

Примеры вопросов:

  • Кто еще был в этой ситуации?
  • Как ты думаешь, что он/а почувствовал/а?

Шаг 3. Разделите ответственность

Обсудите, какие действия привели к конфликту или недопониманию. Это поможет понять, что 
и в какой момент пошло не так в конкретной ситуации. Попробуйте начать с себя и взять ответственность за свою часть — ребенок сможет последовать вашему примеру.


Примеры вопросов:

  • Как ты думаешь, за какую часть произошедшего ты несешь ответственность?
  • Что можно было сделать по-другому?
  • После какого действия все пошло не так?
Ребенок играет в компьютерные игры третий час, хотя вы договаривались на час в день.
Вы можете взять на себя часть ответственности за ситуацию. Например, сказать «Я мог/ла бы напомнить тебе, что 
час уже прошел или предложить поставить таймер, чтобы следить за временем».
После этого можно поговорить с ребенком 
про его или ее часть — что он/а мог/ла сделать 
по-другому

Шаг 4. Придумайте план и следуйте ему

Обсудите как можно решить проблему. Дайте ребенку возможность предложить свои варианты. С одной стороны, это учит ребенка находить разные выходы из сложных ситуаций, а с другой — показывает, что за плохое поведение не отвергнут, а поддержат и помогут.

Примеры вопросов:

  • Как мы можем это исправить?
  • Что мы можем сделать, чтобы это 
не повторилось?
Ребенок регулярно опаздывает на занятия. Можно предложить ему или ей составить расписание своего дня и придумать способы, которые помогут следовать этому расписанию:
— Напоминания на телефоне или планшете
— Наклейки на заметных местах
— Система поощрений с наградами за несколько занятий подряд, на которые ребенок не опоздал/а

🔗 Мы подготовили памятку про восстановительный разговор — ее можно распечатать или сохранить на телефоне

Фото: Luke Pennystan