Каждый ребёнок иногда плохо себя ведёт: шумит, кого-то обижает, нарушает правила, не соблюдает договорённости.
Когда такое случается, важно не ругать ребенка, а разобраться, почему это произошло. Например, может оказаться, что правило слишком сложное, и тогда его нужно пересмотреть. Но бывают ситуации, когда ребенок нарушает правила намеренно. В таких случаях помогают восстановительные практики.
В основе восстановительных практик лежит идея о том, что люди важнее, чем нарушение правил: важно не наказывать, а предложить ребенку взять на себя ответственность за свое поведение и загладить вину действиями
Одна из таких практик — восстановительный разговор.
Восстановительный разговор — это набор принципов, которые учат ребенка видеть ситуацию с разных сторон, осознавать влияние своих слов и поступков на других людей и искать способы разрешения конфликтов, например, недопонимание в семье или спор на детской площадке
Как провести восстановительный разговор?
Шаг 1. Восстановите события
Пусть ребенок расскажет свою версию, а потом вы поделитесь тем, что видели сами. Это поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон и услышать позиции всех участников.
Примеры вопросов:
- Что произошло?
- Что ты делал/а до того, как я попросил/а перестать играть?
- Как ты видишь ситуацию? Расскажи все, что было, по порядку
Шаг 2. Поговорите про других участников
Вспомните всех, кто напрямую участвовал в конфликте или кого поведение ребенка могло задеть косвенно (например, сломана чужая вещь). Обсудите, как эти люди чувствовали себя — это покажет ребенку, как слова и поступки влияют на людей вокруг.
Примеры вопросов:
- Кто еще был в этой ситуации?
- Как ты думаешь, что он/а почувствовал/а?
Шаг 3. Разделите ответственность
Обсудите, какие действия привели к конфликту или недопониманию. Это поможет понять, что и в какой момент пошло не так в конкретной ситуации. Попробуйте начать с себя и взять ответственность за свою часть — ребенок сможет последовать вашему примеру.
Примеры вопросов:
- Как ты думаешь, за какую часть произошедшего ты несешь ответственность?
- Что можно было сделать по-другому?
- После какого действия все пошло не так?
Ребенок играет в компьютерные игры третий час, хотя вы договаривались на час в день.
Вы можете взять на себя часть ответственности за ситуацию. Например, сказать «Я мог/ла бы напомнить тебе, что час уже прошел или предложить поставить таймер, чтобы следить за временем».
После этого можно поговорить с ребенком про его или ее часть — что он/а мог/ла сделать по-другому
Шаг 4. Придумайте план и следуйте ему
Обсудите как можно решить проблему. Дайте ребенку возможность предложить свои варианты. С одной стороны, это учит ребенка находить разные выходы из сложных ситуаций, а с другой — показывает, что за плохое поведение не отвергнут, а поддержат и помогут.
Примеры вопросов:
- Как мы можем это исправить?
- Что мы можем сделать, чтобы это не повторилось?
Ребенок регулярно опаздывает на занятия. Можно предложить ему или ей составить расписание своего дня и придумать способы, которые помогут следовать этому расписанию:
— Напоминания на телефоне или планшете
— Наклейки на заметных местах
— Система поощрений с наградами за несколько занятий подряд, на которые ребенок не опоздал/а
🔗 Мы подготовили памятку про восстановительный разговор — ее можно распечатать или сохранить на телефоне
Фото: Luke Pennystan