Найти тему

Какой вы руководитель? Определите свой тип!

Оглавление

Источник фото: <a href='https://www.freepik.com/photos/ego'>Ego photo created by kues1 - www.freepik.com</a>
Источник фото: <a href='https://www.freepik.com/photos/ego'>Ego photo created by kues1 - www.freepik.com</a>

Считаете, что вы слишком мягкий руководитель? Или подчиненные, напротив, отзываются о вас как о жестком и бескомпромиссном человеке? Пройдите наш тест и узнайте, кто вы на самом деле!

Какие стили управления бывают

-2

Еще в 30-х годах прошлого века немецкий психолог Курт Левин предложил классификацию стилей управления, которая с некоторыми поправками используется и в современном менеджменте.

Директивный

Его также называют авторитарным или командно-административным. Руководитель, придерживающийся подобного стиля, при принятии решений опирается лишь на свое мнение и не прислушивается к коллективу. В организации или отделе царит строгий контроль, а интересы дела ставятся выше интересов конкретных людей. Нередко авторитарный начальник вводит систему жестких санкций, выговоров и штрафов.

Коллегиальный (демократический)

Этот стиль характеризуется разделением ответственности между руководителем, заместителями и подчиненными. Учитывается мнение коллектива по важным вопросам, серьезные решения принимаются после информирования и опроса сотрудников. В качестве мотивации к продуктивной деятельности лежат не штрафы и возмездия, а бонусы и поощрения. Начальство уделяет большое внимание формированию благоприятного психологического климата в коллективе.

Либеральный (попустительский)

Руководитель предпочитает не вмешиваться в рабочие процессы и старается отстраниться от принятия большинства решений. При либеральном стиле управления коллектив самостоятельно решает большинство вопросов, информируя начальство о принятых решениях уже по факту.

Тест

Ниже мы привели 27 групп утверждений. Выберите те, которые наиболее точно вас описывают. Можно выбрать несколько, но не меньше одного. Не забудьте записать результаты! Тест долгий, а ответы в конце нужно сверить с таблицей.

1

а) Я требую, чтобы обо всем подчиненные докладывали лично мне.

б) Я достаточно пассивен в выполнении управленческих функций.

в) Я предпочитаю четко разделять функции между собой, заместителями и подчиненными.

г) Я в основном жду указаний сверху.

д) Могу централизовать все руководство вокруг себя, но в критических ситуациях.

2

В критических ситуациях я:

а) становлюсь более жестким;

б) не меняю стиль руководства, несмотря на обстоятельства;

в) обращаюсь за помощью к вышестоящим руководителям;

г) начинаю тесно работать с подчиненными, чтобы решить проблему;

д) плохо справляюсь со своими обязанностями.

3

В коммуникации я:

а) необщительный человек, говорю мало;

б) регулярно общаюсь с подчиненными, обсуждаю с ними нововведения, делюсь планами;

в) умею общаться, но специально выдерживаю дистанцию с руководимыми;

г) пытаюсь общаться с сотрудниками, но испытываю сложности;

д) общаюсь только с активными членами коллектива.

4

Если меня нет на месте:

а) подчиненные работают хуже;

б) продуктивность не снижается;

в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе они могли бы сделать больше;

г) продуктивность заметно повышается;

д) в мое отсутствие подчиненные работают с переменным успехом.

5

Если нужно спросить совет:

а) сам обращусь за ним к руководимым;

б) не допущу, чтобы мне советовали или возражали;

в) прислушиваюсь к советам и даже указаниям сотрудников;

г) посоветуюсь даже тогда, когда это необязательно делать;

д) прислушиваюсь к рекомендациям исполнителей, если они разбираются в вопросе лучше меня.

6

Что насчет контроля работы?

а) Слежу от случая к случаю.

б) Строго слежу за руководимыми и коллективом в целом.

в) Контролирую и хвалю за положительные результаты.

г) Контролирую и ищу недостатки в работе;

д) Нередко вмешиваюсь в работу исполнителей.

7

Следите ли вы за психоэмоциональным состояние коллектива?

а) Нет, меня интересует только выполнение работы.

б) Работа — это важно, но и хорошие отношения в команде тоже нужно поддерживать.

в) В работе не заинтересован, подхожу к делу формально.

г) Отношения в коллективе волнуют меня даже больше, чем производственные задачи.

д) Защищаю интересы своих подчиненных, если это требуется.

8

Умеете ли вы приказывать?

а) Да, причем так, что подчиненный хочет сразу выполнять порученное дело.

б) Не умею.

в) Просьба и приказ из моих уст звучат одинаково.

г) Приказы принимаются, но выполняют их медленно и некачественно.

д) Мои приказы вызывают у подчиненных недовольство.

9

Как вы относитесь к критике?

а) Нормально, прислушиваюсь к ней.

б) Выслушиваю, но ничего не делаю с этой информацией.

в) Не люблю, когда меня критикуют, и открыто говорю об этом.

г) Принимаю критику только от вышестоящего начальства.

д) Не реагирую на критику.

10

Если вы чего-то не знаете, то…

а) все равно решаю вопрос самостоятельно;

б) спокойно обращаюсь за помощью к другим;

в) не стремлюсь восполнить пробел в знаниях;

г) скрываю свою неосведомленность, но стараюсь узнать всю необходимую информацию;

д) поручаю подчиненным решить этот вопрос за меня.

11

Как у вас с ответственностью?

а) Стараюсь ее уменьшить.

б) Распределяю между собой и руководимыми.

в) Всегда беру ответственность на себя.

г) Стараюсь переложить ее на вышестоящее начальство.

12

Вам предстоит выбрать заместителя.

а) Постараюсь найти квалифицированного специалиста.

б) Буду добиваться безотказного подчинения заместителей и помощников.

в) Мне без разницы, кто это будет.

г) Я боюсь за свое положение, зама буду выбирать осторожно.

д) Не стану назначать на эту должность высококвалифицированного специалиста.

13

Какое из этих утверждений, по вашему мнению, соответствует положению дел в коллективе?

а) Когда меня нет, сотрудники чувствуют себя более свободно.

б) Со мной интересно работать, и руководимые с нетерпением ждут моего возвращения.

в) Мое отсутствие даже не замечают.

г) Вначале отсутствие руководителя радует, но потом по мне начинают скучать.

д) Первое время мое отсутствие чувствуется, но быстро забывается.

14

Выберите утверждения.

а) Мне нередко приходится уговаривать подчиненных выполнить ту или иную работу.

б) Я не прошу, а приказываю, наставляю или распоряжаюсь.

в) Я часто обращаюсь к подчиненным с поручениями, просьбами или советами.

г) Мои замечания всегда объективны и справедливы.

15

Как у вас с вежливостью?

а) Я всегда вежлив и доброжелателен.

б) Бываю нетактичным и даже грубым.

в) В общении с подчиненными равнодушен и отрешен.

г) Моя вежливость не выглядит искренней.

д) Характер моего общения с подчиненными постоянно меняется.

16

Как вы распределяете управленческие функции?

а) Привлекаю к управлению рядовых членов команды.

б) Часто перекладываю свои функции на других.

в) Функции нестабильны, их распределение может изменяться.

г) Нередко они самопроизвольно уходят от меня к другим сотрудникам.

17

В дисциплинарном плане я:

а) стремлюсь к полному подчинению;

б) никак не могу повлиять на дисциплину;

в) умею поддерживать порядок;

г) меня все боятся, так что дисциплина у нас хорошая;

д) кажется, я недостаточно пресекаю нарушения дисциплины.

18

Когда я говорю с подчиненными:

а) мы общаемся только по трудовым вопросам;

б) могу спросить о личном;

в) редко начинаю разговор первым;

г) кажется, руководимым сложно понять, о чем я с ними говорю.

19

Кто принимает решения?

а) Я, единолично.

б) Обычно я всегда ухожу от решения сложных и важных вопросов.

в) Самостоятельно принимаю только срочные решения, в остальных случаях советуюсь с коллективом.

г) Решает только те вопросы, которые сами возникают, и не стараюсь заранее предусмотреть их решение.

д) В основном принимаю решения по мелким вопросам.

20

Опишите атмосферу в команде, которой вы руководите.

а) Взаимопомощь и взаимное доверие развиты недостаточно.

б) Я стараюсь, чтобы у всех подчиненных было хорошее настроение.

в) У нас сильная текучка, сотрудники часто уходят и не жалеют об этом.

г) Мои подчиненные относятся друг к другу по-дружески.

д) В моем присутствии они напряжены.

21

Какое из этих утверждений в точности описывает вас?

а) Я способствую тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно.

б) Иногда я навязываю свое мнение, но говорю, что это мнение большинства.

в) Сотрудники работают скорее по моим указаниям, чем самостоятельно.

г) Подчиненные предоставлены самим себе.

д) Я предоставляю коллективу свободу, но время от времени.

22

С кем вы предпочитаете советоваться?

а) С опытными сотрудниками.

б) С подчиненными, но только в сложных ситуациях.

в) С заместителями и нижестоящими руководителями, но только не с рядовыми сотрудниками.

г) Я с радостью прислушиваюсь к мнению коллег.

д) Советуюсь только с вышестоящими руководителями.

23

Как вы относитесь к инициативности — своей и подчиненных?

а) Не принимаю инициативу от подчиненных.

б) Считаю, что меньше сделаешь — меньше спросят.

в) Всячески поддерживаю инициативы своей команды.

г) Не могу действовать сам, жду «толчка» со стороны.

д) Ни я, ни мои подчиненные никаких инициатив не проявляют.

24

Требовательный ли вы человек?

а)Мой любимый лозунг: «Давай, давай!».

б) Я требователен, но справедлив.

в) Я бываю слишком строгим и даже придирчивым.

г) Я не особо требовательный человек.

д) У меня высокие требования и к окружающим, и к себе.

25

Принимаете ли вы новое?

а) Я консервативен и нового побаиваюсь.

б) Охотно поддерживаю целесообразные нововведения.

в) Стиль общения с людьми меняю с трудом, а вот все новое в сфере производства принимаю легко.

г) у меня лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях).

д) нововведения проходят мимо меня.

26

Опираетесь ли вы на общественное мнение?

а) Широко опираюсь на общественные организации.

б) Стараюсь решать большинство вопросов на общем собрании.

в) Некоторые важные дела решаются без моего участия, эту функцию берут на себя другие.

г) Решаю большинство вопросов за коллектив.

д) Способствую развитию самоуправления.

27

Как вы себя ощущаете?

а) Мне безразлично, что насчет меня думают подчиненные.

б) Стараюсь не проявлять превосходства над руководимыми.

в) Я незаменим.

г) Обычно я занимаюсь своими делами и не задумываюсь, как меня оценят.

д)Я слишком критичен к исполнителям.

Результаты

Теперь взгляните на таблицу и подсчитайте сумму баллов по трем стилям руководства, обозначенным буквами (Д — директивный, К — коллегиальный, П — попустительский, либеральный). Если у вас получатся смешанные результаты, ничего страшного! Чистые стили на практике встречаются редко.

-3

Из описания стилей может показаться, что единственным «правильным» подходом к организации коллектива является демократический. Однако «плохих» или «хороших» стилей не существует. Согласно многочисленным исследованиям, в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех видов. Кроме того, стиль управления будет сильно отличаться в зависимости от деятельности компании.

Делитесь своими результатами в комментариях к статье! И, конечно, подписывайтесь на канал нашего кадрового агентства — здесь вас ждет еще больше интересных и полезных материалов