Сегодня в России праздник — День семьи, любви и верности. Он приурочен к православному дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии Муромских. Согласно легенде, князь Петр и его жена Феврония в преклонном возрасте приняли монашеский постриг в разных монастырях. Они молили Бога, чтобы тот позволил им умереть в один день, и завещали положить их тела в одном гробу. И, действительно, скончались Петр и Феврония в один день и час. Однако погребение в одном гробу несовместимо с монашеским званием, поэтому их тела положили в разных обителях. Ко всеобщему удивлению, на следующий день они оказались вместе.
Об удивительной истории святых напоминают фрески с их изображением в образе инока и инокини на столпах Архангельского собора.
Во времена Ивана Грозного муромские святые пользовались особым почитанием. Повесть о них — одно из самых известных произведений древнерусской литературы. Исследователи не раз высказывали мысль о том, что культ муромских святых носит легендарный характер. Тем не менее специалисты неоднократно предпринимали попытки обнаружить исторические корни легенды и связать имена Петра и Февронии с достоверно известными историческими личностями.
Впервые имена Петра и Февронии упоминаются в Летописце начала царства, создание которого приходится на середину XVI столетия. Под датой 13 июля 1552 года в нем рассказывается о посещении царем Иваном IV муромского собора и его молитве у гробов Петра и Февронии. Созданная несколько позднее в 1560-х годах, Степенная книга Царского родословия ввела Петра в генеалогический список царских сродников, отождествив его с князем Петром Юрьевичем, принявшим при постриге имя Давид. Супругу князя, Февронию, Степенная книга не упоминает. По русским летописям известен муромский князь Давид Юрьевич, княживший с 1208 по 1228 год, который перед смертью стал монахом.
В русской традиции культ того или иного святого князя никогда не возникал на пустом месте, и очень часто источником его зарождения становилась безвестная гробница. Судя по надписи на фреске Архангельского собора — АГИОС КНЯЗЬ ПЕТР, ВО ИНОЦЕХ ДАВИД МУРОМСКИЙ, — авторы росписи придерживались версии Степенной книги.
Петр и Феврония Муромские были включены в сонм русских святых Собором 1547 года. Митрополит Макарий указал петь и праздновать память новым чудотворцам не только в Муроме, но и повсюду. Довольно скоро муромские святые приобрели общероссийскую известность.
.
© Музеи Московского Кремля