Отдельным предметом экскурсионного интереса в Петербурге служат многочисленные изваяния ангелов. Все экскурсоводы помнят анекдот про находчивого гида, выпалившего не задумываясь на вопрос о размере одного из многочисленных ангелов: «Ангел изображён в натуральную величину!».
Особое место в этом сонме занимают ангелы Исаакиевского собора, выполненные Иваном Витали по рисункам художника Константина Молдавского в 1850-1855 годах. Установлены они на кровле собора уже после смерти скульптора.
Четыре пары небожителей занимают углы куба, составляющего основной объем конструкции собора. Ангелы преклоняют колена у подножия столпа с чашей наверху. Левый ангел одной рукой касается светильника. Правый положил руку на грудь. Каждый из них другой своей рукой поддерживает длинную гирлянду из цветов и плодов. Концы гирлянды справа и слева обвивают пьедестал. Красиво. Даже не хочется задаваться вопросом о назначении этих четырех скульптурных групп. Вроде и так всё понятно. Скульптуры ангелов украшают собор. Что может быть яснее? Смотри. Наслаждайся. Думай о возвышенном.
Однако такое назначение есть. И столпы с чашами, у которых собрались ангелы не просто аллегории, а реальные светильники. Вроде тех, что мы привыкли видеть зажженными на празднике «Алые паруса» на Ростральных колоннах. Да-да, поддерживаемые ангелами столпы с чашами на аттике Исаакиевского собора – это самые настоящие светильники, предназначенные для горения. Только мы этого никогда не видели. Потому что последний раз они горели очень давно – больше ста лет назад.
С 1874 по 1917 год каждому иностранному гостю столицы Российской империи, посещавшему Петербург в пасхальные дни, настоятельно рекомендовалось полюбоваться на незабываемое зрелище. Это сейчас мы во время навигации стараемся не пропустить развод Дворцового моста, подплывая к нему в урочный час на плавсредствах разного размера: от прогулочных теплоходов и морских яхт до моторных и резиновых лодок. А тогда, иностранцы и все любопытствующие нанимали суда и суденышки, чтобы полюбоваться с Невы тем, как вспыхнут факелы на Исаакии.
В начале пасхального крестного хода, с первыми ударами колокола, специально обученные люди зажигали светильники на главном храме столицы Российской империи. Зажигали с помощью газа: на каждом светильнике располагалось 2100 горелок, потребляющих 2-2,5 куб. футов газа. Горение длилось до 3-х часов. Огни на Исаакиевском соборе служили сигналом для всех храмов города. Клирики городских храмов, видя иллюминацию собора, понимали, что пора уже начинать крестный ход. Вслед за Исаакием вся столица моментально освещалась огнями торжественной иллюминации и оглашалась звоном колоколов всех церквей.
Иллюминация Исаакиевского собора послужила излюбленной темой для русской пасхальной открытки. Существуют так же картины, гравюры и рисунки, на которых современники изобразили огонь на аттике собора. Любопытно, что до сих пор не найдено ни одной фотографии Исаакиевского собора с зажжёнными светильниками. Вероятно, это обусловлено техническими сложностями фотографирования в ночное время. Надеемся, что пасхальная традиция зажжения светильников Исаакиевского собора возродится. А вы как считаете - нужно ли возрождать такую традицию?