Найти тему
Абзац

Снятая Русь: почему отечественное кинопроизводство продолжает расти

Условимся сразу: речь поведём не об авторских шедеврах, а о кино зрительском, собирающем кассы и массы. Чтобы сердце откликалось, а сознание отвлекалось.

Текст Михаила Дряшина

Фото: Александр Авилов / АГН Москва
Фото: Александр Авилов / АГН Москва

По данным телеграм-канала «Новости кинопроизводства», число российских фильмов и сериалов в июне 2022-го выросло в полтора раза в сравнении с 2021-м: 75 запусков проектов в июне 2022-го против 48 в июне 2021-го.

Запусков полнометражных фильмов столько же, сколько и в июне прошлого года – 10 к 10, зато ощутимый рост показали сериалы – 65 против 38.

Откуда-то взялось поверье, что наше кино, экранное и телевизионное, включая сериалы, в сравнении с импортом – как продукция АвтоВАЗа перед мерседесом.

С одной стороны – да, во множестве случаев русский бульварный кинематограф, в первую очередь телекино, вторичен, создан по голливудским калькам и шаблонам. И скопирован зачастую на коленке. Однако ничего криминального в этом нет, всё на свете откуда-то берётся. При этом оригинал далеко не всегда означает «лучший».

Если весь мир так уж тянется к лучезарным американским прообразам, к чему тогда повсеместная практика покупки прав на пересъёмку «заведомо лучшего» оригинала на своём языке и со своими актёрами? Переозвучить и прокрутить заокеанский сериал на сиволапых экранах выйдет, очевидно, дешевле. Но так делают не всегда. Напротив, тратят немалые деньги на то, чтобы перелицевать всё по-своему.

Душа зрителя тянется к своему, родному. Актёрам, просторам, языку. Привычным лицам, мимике, интонациям, реакции на раздражители. Хочется, чтобы и предполагаемые обстоятельства искусственными не казались. Почти любой импорт нуждается в адаптации. Не у нас одних.

Но нередко собственный вариант оказывается и объективно лучше взятого за основу. К примеру, наш «Метод», без сомнения, лучше тамошнего «Декстера». Пусть позаимствована была только ключевая идея.

Нередко наши ленты покупают всесильные американцы для адаптации у себя за океаном, как это случилось когда-то с блестящим мини-сериалом Алёны Званцовой «Небесный суд».

Но главное – есть обоснованные сомнения, что наша кинопродукция пасует перед импортной в результате свободной конкуренции. Кажется, её тупо зажимают. Вернее, зажимали совсем не рыночными методами, силами тех, кто был кровно заинтересован в пропихивании заграничного ширпотреба.

Свежая статистика российского кинопроизводства покажется нытикам и всёпропальщикам удивительной. Никакой стагнации. Никаких панических настроений. Напротив, прилив свежих сил и освоение освободившихся ресурсов, площадей, бюджетов.

Похоже, перефразируя классика, дышать стало легче, дышать стало веселее. Без иностранцев-то. А то Кемска волость, Кемска волость... Дырку им от бублика, а не Шарапова, я считаю. Сами со всем прекрасно управимся.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.