Найти тему

► По пути мы смотрим условия выпаса двух отар баранов и проводим контрольное взвешивания баранчиков. Слушаем мнение Ерагыя Исаевича, о том

► По пути мы смотрим условия выпаса двух отар баранов и проводим контрольное взвешивания баранчиков. Слушаем мнение Ерагыя Исаевича, о том, как увеличить средний весовой прирост у ягнят.

►После этого мы спускаемся на большое плато, окружённое альпийскими холмами, на склонах которых приютились многочисленные белые юрты чабанов. Это место издавна считается пастбищами и летом здесь всегда много людей целыми семьями, они приезжают пасти скот.

Посредине этой долины виднеется большая каменная насыпь древнего могильника раннетюркского периода. В исторических кругах это место называется Могильник Уйгентас и включает в себя более 150 курганов, расположенных на первой террасе р. Тентек, и занимает ограниченную площадь всего 500х1000 м. Памятник представляет собой уникальный погребальный комплекс древних и средневековых номадов Семиречья. Также это место входит в состав Жонгар-Алатауского государственного национального природного парка.

► В этот день, узнав, что приедут гости, собралось много людей, пообщаться, поговорить, провести соревнования, показать свои умения. Почти сразу нам показывают, как укрощают диких лошадей. В Казахстане это называют Асау уйрету, что дословно переводится, как «укрощение дикого». В культуре казахов считается, что каждый мальчик, хотя бы раз в жизни должен укротить скакуна.

► Обычно, к этому готовятся заранее, ведь дикий конь может скинуть наездника. Сначала опытные погонщики ловят коня с помощью аркана, когда петля вокруг шеи затягивается, то конь успокаивается. В это время два других погонщика должны взять коня за ухо и хвост, эти места является болевыми точками, и пока они держат - конь становится обездвижен. В это то время коню надевают седло и узду. Но иногда горячие молодые наездники пренебрегают этим. Так получилось и в нашем случае. Пока будущий наездник, с белой повязкой на голове, возился с уздой, подошёл другой и взявшись за гриву запрыгнул без седла на спину необъезженному жеребцу. Что ж, слава достаётся только сильным и смелым. Аркан ослаб, и конь вместе с седоком пустился гарцевать по полю, до тех пор, пока не успокоится, а наездник не получит заслуженные овации.

► После того нам показывают несколько состязаний кочевников. Сначала все желающие на полном скаку должны подхватить лежащий на земле платок. Со стороны это кажется не сложно, но на самом деле это достаточно трудное техническое действие, требующее кроме силы и координации, отличного умения управлять лошадью. Это действие, как и все, имеет свой исторический смысл. Именно таким приёмом казахские воины поднимали упавшее с земли оружие, поэтому приём являлся жизненно важным для степного воина и ему учили с раннего детства.

► Потом нам показывают традиционную борьбу на конях. Тот, кто хочет побороться, снимает одежду, оставаясь с голым торсом, выезжает в круг и вызывает соперника. Воины берутся за руки и, держась одной рукой за узду, должны стянуть соперника с седла. Здесь кроме силы большую роль играет амуниция, а именно удобное боевое седло, за которое можно зацепляться ногами и обученный боевой конь, который помогает наезднику. Эти приемом древние воины могли стянуть вражеского военачальника с коня и забрать его в плен, тем самым внеся раздор в рядах противника.

► Еще нам демонстрируют элементы очень популярной игры в Казахстане, да и в целом в Средней Азии - игру кокпар (небесные волки). Она имеет много названий, но в Казахстане называется именно так. По ней даже проводится чемпионат мира, присуждаются спортивные звания, а её участники являются очень уважаемыми людьми в стране.

Основной смыл игры заключается в том, чтобы перенести тушку козла (без головы и копыт) к своей юрте. В спортивном варианте играют две команды, обязательно в яркой спортивной форме и защите. Также в неё могут играть индивидуально, когда тушу козла любой желающий должен принести к юрте. В этом варианте количество участвующих может доходит до нескольких сотен всадников и длиться она может до самой ночи. Если кто-то из всадников смог притащить тушу к юрте, то это считается честью для владельца юрты.