Продавец - это профессия. Как у любой профессииональной деятельсности и у продавца есть своя история и эволюционное развитие. Сегодня короткая заметка о том, какие этапы прошла профессия продавца за последние 30-40 лет, с момента СССР до сегодняшних дней. Есть ли идеи какой портрет продавца будет следующим?
Продавец - это профессия. Как у любой профессииональной деятельсности и у продавца есть своя история и эволюционное развитие. Сегодня короткая заметка о том, какие этапы прошла профессия продавца за последние 30-40 лет, с момента СССР до сегодняшних дней. Есть ли идеи какой портрет продавца будет следующим?
...Читать далее
плакат от BatyrevShop Store
Продавец - это профессия. Как у любой профессииональной деятельсности и у продавца есть своя история и эволюционное развитие. Сегодня короткая заметка о том, какие этапы прошла профессия продавца за последние 30-40 лет, с момента СССР до сегодняшних дней.
- Продавец игнорирующий. Помните картины из СССР? Когда все определяла фраза продавца: «Вас много я одна!». Не было в СССР секса и техники продаж. По идее она была не нужна. При тотальном дефиците продажи шли автоматически, сами собой. Профессия в то время была престижной, поскольку позволяла продавцу решать вопросы потребителя через “блат”. Иметь знакомого продавца в то время, это как знать профессионального врача и юриста.
- Продавец впаривающий. Следующий этап это 90-е годы. время расцвета кооперативов, время расцвета частного бизнеса, предпринимательства. Это эра насыщения изголодавшегося рынка товарами и услугами. Это время, когда в страну хлынуло огромное количество всевозможных товаров и продуктов. И здесь уже начали требоваться навыки продаж. Хотя на первом этапе нужен был джентельменский набор: улыбка и доброжелательное отношение. Главная задача была продать: неважно что и кому, главное быстро! Полностью игнорились потребности покупателя. При встрече наинали вливать в уши такой поток информации, что остановить продавца было очень сложно. Помните людей в костюмах, которые ходили по улицам или по квартирам и продавали ножи, фонарики, всякую дребедень. Мой младший брат на каникулах 1 курса института пошел подзаработать, продавая ножи. Не знаю к счастью или к сожалению, но нож он смог продать только маме. Это время продолжалось недолго, у людей выработался стойкий иммунитет на впаривание. В результате эволюционно продавец трансформировался в продавца, удовлетворяющего потребность.
- Продавец удовлетворяющий. Навыки такого продавца строились на умении задавать вопросы, выслушивать покупателя, строить взаимоотношения на основе доверия и уважения друг к другу. Такой продавец на фоне конкурентов, засидевшихся во второй эре, выглядел более чем выигрышно. Но что мы имеем сегодня? Практически все компании используют эти методы в своей работе. Все делают одинаково, все делают одно и то же. И эти практики уже перестают работать. С помощью этих практик уже невозможно было выделиться.
- Понимающий эксперт. После всех предыдущих этапов эволюции продавцу четвертой эры отведена роль делового человека, эксперта, роль человек, который глубоко понимает бизнес клиента (бизнес-процессы), а не только его потребности. В настоящей парадигеме важно предоставлять бизнес-выгоду - как продвигаемый товар помогает решить задачи клиента в рамках его работы. Какие выгоды несет? Чем отличается от конкурирующих брендов?
Есть ли идеи какой портрет продавца будет следующим?