Найти в Дзене
Записки репетитора

С детьми надо разговаривать, или педагогика – не пустой звук

Я недавно писала о девочке Зине, которая ушла из очень престижного лицея. Одним из факторов, спровоцировавших все это, был ее пропуск уроков. Разумеется, не всех-всех.

На днях я узнала об этой истории подробнее. Вел у них один предмет преподаватель мужского пола. Молодой и симпатичный. И ведущим какого-то мероприятия он поставил не девочку Зину, а другого мальчика. Хотя стремилась именно она. Как я предполагаю, нравился ей малость учитель, ну, бывает такое, сами понимаете. Это я не осуждаю, согласитесь, это нормальное явление.

Мне вот тоже в свое время в универе наш преподаватель испанского нравился. И не только мне, а всем девочкам. )) Эх, как мы все активно испанский учили. ) Но это я отвлеклась.

Так вот, Зина на этого учителя обиделась. И перестала ходить к нему на уроки. Неделю не ходит, вторую, третью. Месяц не ходит. Второй месяц не ходит. А на третий месяц классный руководитель позвонила родителям и сказала, что Зина всю четверть прогуливала один предмет, теперь ее не аттестуют. И она вообще на грани отчисления.

Вот, знаете, даже тогда у меня возник ряд вопросов:

- Где были все (этот учитель, классный руководитель, администрация) все это время? Она ж не 1-2 урока прогуляла, а гораздо больше? Они что, всего этого не видели?

- Где пряталась Зина во время уроков? В спальный корпус нельзя. По коридорам ходить во время урока – заметят. В туалете, что ли? И почему ее никто нигде не увидел?

- Почему родителям не сообщили раньше? Да и в принципе, почему вообще кинулись дергать родителей, если это интернат? И родители живут в другом городе? Что они оттуда сделают?

***

Послушала все это Бездна (моя дочь). И говорит:

- Слушай, ну, это же классическая ситуация, как из учебника педагогики. Тут нужно было сделать всего один маааленький толчок, чтобы все исправить. Во-первых, рыпнуться сразу же, а не когда четверть прошла. Во-вторых, просто поговорить с Зиной и спросить, почему она не ходит. Потом поговорить с учителем или с Зиной и учителем. Всегда ж можно как-то компенсировать и аккуратно все разрулить. Допустим, он бы ей предложил быть ведущей другого мероприятия или еще что-то. Отсюда я делаю вывод: им просто всем было пофиг. Небось, когда уже поздно стало, они ее на какой педсовет вызвали и ругать начали. А можно было бы вполне обойтись без этого, если бы вовремя спохватились. Они педагоги или кто?

И рассказала эпизод из жизни своего лицея. Ее подруга Лиза бросила дополнительные занятия по английскому. Это не обязательные уроки, это по желанию. Так через три дня к ней лично явился представитель администрации в лице директора с вопросами:

- А почему ты это сделала? Тебя что-то не устроило? Конфликт с учителем? Не получалось? Может, ты хочешь что-нибудь другое? На другие занятия ходить? Одной уже поздно, уже все ходят? А с кем ты дружишь? С Машей, Катей, Бездной? А давай мы с ними поговорим, может, они с тобой захотят ходить. Может, вы сами вместе захотите что-то организовать?

Причем представитель этот явился не ее обругать, он на самом деле интересовался и переживал.

А Бездна продолжила:

- Вот и здесь. Достаточно было не дожидаться, когда дело достигнет критической точки, а нужно было просто подойти и спросить: «А почему ты это сделала?» И уже однозначно что-нибудь бы придумали.

А я тогда тоже подумала:

- А ведь это так важно, чтобы тебя не кинулись сразу ругать, а поинтересовались: «Почему ты это сделал(а)?» Скольких проблем можно было бы избежать… И как такого вопроса не хватало в свое время Бездне в старой школе.

С детьми надо разговаривать. Но не так! )
С детьми надо разговаривать. Но не так! )

Как вы считаете?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

P.S.: И я очень прошу не рассуждать на тему: «Они сами должны понимать, это им самим нужно, учеба – долг, а не развлечение, а учитель не обязан все их порывы души анализировать и вокруг них с бубном плясать». Знаете, обязан. Именно что обязан. Иначе к чему вообще такая наука, как педагогика? Если достаточно дать команду: «Выучить от сих до сих, вам самим это нужно, а я не обязан». Ведь мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы донести материал, увлечь, объяснить, объяснить еще раз, и еще.

Дети ведь не роботы, которым достаточно задать команду, и они будут ее выполнять. Да, они не идеальны. Они не хотят учиться. Они ленятся. Они обманывают учителей и самих себя. Так это потому что они люди, а не суперсолдаты. Обычные люди, с достоинствами и недостатками. Положа руку на сердце: кто из нас не ленился, не уклонялся и т.д.? А нелегкий труд учителей как раз и заключается в том, чтобы собрать в одну сеть учебы всю эту непослушную и разбегающуюся стаю мальков и сделать так, чтобы они стали большими, красивыми и умными китами знаний. Правда же?

Вот о чем я писала 8 июля в прошлом году:

Как моя дочь предсказала поведение своей тети на отдыхе

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.