На примере трёх вещей Иаков показывает, как человек может быть слушателем слова — как он, по сути, может быть очень прилежным в «служениях» церкви, при этом оставаясь «слушателем забывчивым», чья вера напрасна. Эти три вещи: контроль над своим языком, добрые дела и непорочная жизнь.
«Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира» (Иак. 1:26, 27).
Стих 26. Глагол, переведённый как «думает», означает «воображает или полагает». Иаков говорит о человеке, который обманывает сам себя, не искреннем человеке (1 Кор. 3:18). Такой человек может считать себя верующим или благочестивым, при этом не придавая значения предостережениям об обуздании своего языка. Альтернативное значение этого глагола — «имеющий репутацию или известный как» (срав. Гал. 2:2, 6; Мк. 10:42). Однако, принимая во внимание слово «обольщает», первое толкование представляется более правильным.
Слово, переведённое как «благочестив», содержит в себе понятие «внешнего соблюдения обрядов» или «внешнего служения» (срав. Деян. 26:5; Кол. 2:18). Многие «ходят на богослужение», и это предусмотрено Писанием. Формальное или официальное богослужение является «служением» или поклонением Богу. Хотя похожий глагол встречается в еврейской книге Сираха (11:15; 14:16) в значении предрассудков и поклонения ложным богам, контекст ст. 27 («чистое и непорочное» благочестие) исключает здесь подобную трактовку. Смысл этого стиха в том, что человек может поклоняться Богу напрасно. Это предостережение созвучно с ветхозаветными пророками, которые подчёркивали, что жертвоприношения Богу, соблюдение суббот и десятин были бесполезны, если человек пренебрегал справедливостью, милосердием и верой. Церковь или член церкви может считать себя живым, но при этом быть мёртвым (Откр. 3:1), или считать себя богатым, тогда как на самом деле он беден (3:17).
Призыв обуздывать свой язык можно рассматривать как продолжение заповеди быть «скорым на слышание, медленным на гнев» из ст. 19, которая получает полное развитие в гл. 3, где используется однокоренное существительное «удила» в примере об управлении своим языком. Основная мысль в том, чтобы удерживать, контролировать и управлять своим языком или речью в правильном направлении. Этот библейское учение характерно как для Ветхого, так и для Нового Завета: Пс. 38:2; Иов 2:10; Мф. 12:34–37; 15:19; Еф. 4:25–29.
Продолжая условное предложение «Если кто из вас думает, что он благочестив…», при этом, будучи невоздержанным в речи, тогда его благочестие тщетно. О таких людях в ст. 22 сказано, что они — «обманывающие сами себя». Тот, кто пренебрегает важной составляющей истинной религии, которую дал Бог, поклоняется Ему напрасно. Иисус учил, что мы должны оставить свои дары у алтаря и примириться со своим братом, чтобы наше поклонение не было отвергнуто Богом (Мф. 5:23). Прилагательное, переведённое как «пустое», означает «бесполезное», «тщетное» или «напрасное». Так что вера может быть и бесполезной (1 Кор. 15:17; сравни также Тит. 3:9; 1 Кор. 3:20; Мф. 15:8; и 1 Пет. 1:18).
Стих 27. Чистое благочестие является противоположностью пустому или напрасному благочестию, о котором только что было сказано. Логично было бы ожидать здесь определение «ненапрасное» или «благотворное», однако Иаков видоизменяет эту параллель. Чистый означает «без пятна или порока» (как «чистые сердцем» в Мф. 5:8 и «чистая совесть» в 1 Тим. 3:9). Если человек верит, но при этом проявляет лицеприятие, он грешит (2:9). Если кто-то равнодушен к страданиям других и ведёт безнравственную жизнь, он грешит. Только чистое благочестие является благотворным. Такое впечатление, что слова «чистое и непорочное» имеют одинаковый смысл. Лишь поклонение, сочетающее в себе религиозное служение и святую жизнь, полную добрых дел, является угодным для Бога (см. Иак. 3:17).
Критерии для того, что является угодным, а что нет, устанавливает Бог, а не мы. Он один — абсолютный стандарт приемлемости; мы же должны делать то, что «хорошо и угодно нашему Богу» (1 Тим. 2:3). См. Рим. 2:13; Иов 9:2; 1 Кор. 3:19; Гал. 3:11; 2 Фес. 1:6; 1 Пет. 2:4; 2 Пет. 3:8.
Судя по всему, слово «Отец» было добавлено, чтобы подчеркнуть, что Бог, которому мы поклоняемся, является нашим Отцом. Именно этим объясняется Его любящая сущность. Если мы поклоняемся Богу, который есть Отец и который любит Свои творения, и при этом сами остаёмся бессердечными и немилосердными, то в нашем поклонении что-то не так.
Иаков даёт определение чистому благочестию, используя как утвердительные, так и отрицательные конструкции. Конечно же, это определение не является исчерпывающим. Иаков просто приводит примеры. Позднее в своём послании он скажет и о других вещих, необходимых или неприемлемых в служении Богу.
Глагол, переведённый как «призирать», буквально означает «зайти к кому-либо» или «наведаться». Однако в религиозном смысле этот глагол имеет долгую историю, приобретя значение «заботиться о нуждах» или «печься о ком-то» (как в Иер. 23:2; Зах. 11:16; Мф. 25:36, 43). Это значение усилено словом «скорби» или «горести», то есть их бедственным материальным положением, и, как следствие, крайней нуждой. В Ветхом Завете это слово использовалось в контексте посещения Богом Его народа, когда Он избавлял его и давал всё необходимое для жизни (Быт. 21:1; Исх. 3:16; 4:31). Хотя в Новом Завете этот глагол имеет тот же корень, что и «надзирать», здесь он используется в ином значении (как очевидно из контекста); не следует трактовать его как «взять их под надзор церкви», то есть, чтобы сама церковь обеспечивала вдов и сирот. Однако это не означает, что старейшины не должны подавать пример посещения нуждающихся, чтобы убедиться, что о них заботятся. Так Поликарп, один из ранних христиан, писал, что старейшины «должны быть мягкосердечными, милостивыми ко всем, наставляя заблуждающихся, посещая всех больных; не пренебрегать вдовой, сиротой или нуждающимся, и всегда поступая хорошо в глазах Бога» (Филиппийцам, 6).
Сироты, то есть «лишенные (родителей)», становятся таковыми либо в случае смерти родителей, либо когда те их оставляют. Вдовой называют женщину, муж которой умер или оставил её. (По-гречески это слово звучит как харомай, то есть «я нуждаюсь»). В древнем языческом мире одним из распространённых преступлений было выбросить или прогнать своего ребёнка, в результате чего было немало сирот. Существует большое количество свидетельств, что и то, и другое состояние не обязательно были связаны со смертью близких людей.
Упомянутое здесь обязательство считалось очень важным в ранней церкви. В Деян. 6 мы читаем о ежедневном служении вдовам под руководством семи избранных братьев; 1 Тим. 5:3 призывает заботиться о вдовах, у которых нет родственников, которые могли бы взять это обязательство на себя. О заботе о сиротах и вдовах говорится и в Ветхом Завете: Втор. 26:19; Исх. 22:22; Иов 31:16, 17.
Новый Завет не ограничивает способы помощи сиротам и вдовам. Павел писал о том, чтобы «делать добро всем, а особенно своим по вере» (Гал. 6:10). Предположительно, Иаков призывает к тому же. В Новом Завете ничего не говорится о том, как конкретно следует осуществлять это попечение о самых незащищённых.
Слово «неосквернённый» содержит в себе идею хранения себя от зла и нечестия этого мира, чтобы не запачкаться ими (срав. 1 Тим. 6:14; 1 Пет. 1:19; 2 Пет. 3:14). Более подробно об этом написано в комментарии к Иак. 4:1–10. «Мир» в этом стихе означает царство сатаны, мир злобных людей, подданных этого царства (1 Ин. 2:15). «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4). Тот, кто желает, чтобы его поклонение было угодно Богу, не должен осквернять себя греховными удовольствиями этого мира.
#священноеписание #священныеписания #толкованиеновогозавета #библиянакаждыйдень #читатьбиблию #читаембиблиювместе #иаков #послание иакова #библия #новыйзавет