Найти в Дзене
КиноРаритет

Конан-варвар, Индиана Джонс и Андрей Рублёв встретились в «Варяге» Роберта Эггерса

Оглавление

Может показаться странным, но Роберт Эггерс, снимая свой эпический шедевр про древних викингов, вдохновлялся такими разными фильмами, как фэнтези-боевик «Конан-варвар» Джона Милиуса и… советский «Андрей Рублёв» Тарковского. Доказательств это не требует (хотя, ниже будут и они) — модный ныне режиссёр сам назвал источники, из которых ему напевали музы.

Но во время просмотра потрясающе энергичной, если не сказать «бешенной» экранизации «Саги о принце Амледе», глаз постоянно выхватывает из живописных кадров отсылки к другим известных произведений мирового кино. Давайте посмотрим, под влиянием каких ещё фильмов создавался «Варяг». А начнём с самого очевидного, проговоренного.

«Андрей Рублёв» (1966 год)

Влияние советского шедевра особенно хорошо заметно в «Варяге» в сцене славянского языческого праздника, на котором оказывается Амлет. Рабы разжигают костёр, надевают на головы плетённые венки и бегают голышом по лесу. А главный герой с некоторым изумлением отстранённо смотрит на это… совсем, как это делал иконописец у Андрея Тарковского.

Под явным влиянием Тарковского снималась и сцена нападения на славянскую деревню. Только у Тарковского это делали татаро-монголы, а у Эггерса — ватага бешенных берсерков.

«Иди и смотри» (1985)

Свой набег эггерские варвары завершают тем, что запирают стариков и детей в огромной избе и поджигают её соломенную крышу. И это невольно вызывает в памяти схожие кадры из другого советского шедевра, снятого Элемом Климовым. Очень уж в похожей манере мирных жителей жгли у него фашистские захватчики.

«Конан варвар» (1982 год)

После коварного смертоубийства отца Амлета дядя мальчика устраивает свой набег на селение, где его совсем недавно гостеприимно поили и кормили сородичи. И вот этот набег напоминает схожие сцены из брутального боевика Джона Милиуса. Так же, как и в случае с Конаном, маленький герой видит гибель родителя.

Напоминает о самом начале «Конана-варвара» короткая сцена, в которой зрителю показывается, как ковался меч Драугр. Этот процесс показан в двух фильмах с одинаковым любованием холодным оружием.

Чтобы заполучить меч Драугр, Амлет спускается в подземное хранилище, где отбирать клинок ему приходится у мёртвого исполина. И очень похожего исполина обезоруживал герой Арнольда Шварценегга, тоже найдя его в подземельях кургана.

«Искатели потерянного ковчега»

В курган с мёртвым гигантом Амлет попадает целенаправленно (в отличие от Конана, который случайно проваливался в подземелье, убегая от собак). Для этого он разрывает дыру на верхушке холма и по верёвке спускается вниз… совсем, как самый известный в поп-культуре археолог-авантюрист Стивена Спилберга.

Кстати, Индиана Джонс в одной из частей тоже встречался с древним воином, охраняющим сокровище.

«Ворон» (1994 год)

Тотемным животным отца Амлета был ворон. И ворон (иногда не один) время от времени посещает героя фильма «Варяг», чтобы предупредить о чём-то или даже напрямую помочь. И как тут не вспомнить о мистическом боевике с Брэндоном Ли, где чёрная птица тоже сопровождала героя?

«Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы

В одной из сцен «Варяга» плывущие на лодке викинги расстреливают из луков случайно попавшихся на глаза рыбака и его сына. Не знаю, как вам, но это сочетание — река, лодки, смертоносные стрелы — моментально вызвали в моей памяти антивоенный шедевр Фрэнсиса Форда Копполы. Там американские солдаты плыли на катере по реке, когда на них обрушился дождь из стрел… а в другой сцене расстреливались мирные жители, тоже плывшие на лодке.

Кажется натяжкой? А если вспомнить, что у Копполы звучал вагнеровский «Полёт валькирий»? В «Варяге» же полёт валькирии визуализирован (пусть и в горячечном бреду героя). Связь между двумя фильмами уже не кажется такой сомнительной?

У Роберта Эггерса в «Варяге» на этом кадре вполне могла бы звучать музыка Рихарда Вагнера
У Роберта Эггерса в «Варяге» на этом кадре вполне могла бы звучать музыка Рихарда Вагнера