Может показаться странным, но Роберт Эггерс, снимая свой эпический шедевр про древних викингов, вдохновлялся такими разными фильмами, как фэнтези-боевик «Конан-варвар» Джона Милиуса и… советский «Андрей Рублёв» Тарковского. Доказательств это не требует (хотя, ниже будут и они) — модный ныне режиссёр сам назвал источники, из которых ему напевали музы.
Но во время просмотра потрясающе энергичной, если не сказать «бешенной» экранизации «Саги о принце Амледе», глаз постоянно выхватывает из живописных кадров отсылки к другим известных произведений мирового кино. Давайте посмотрим, под влиянием каких ещё фильмов создавался «Варяг». А начнём с самого очевидного, проговоренного.
«Андрей Рублёв» (1966 год)
Влияние советского шедевра особенно хорошо заметно в «Варяге» в сцене славянского языческого праздника, на котором оказывается Амлет. Рабы разжигают костёр, надевают на головы плетённые венки и бегают голышом по лесу. А главный герой с некоторым изумлением отстранённо смотрит на это… совсем, как это делал иконописец у Андрея Тарковского.
Под явным влиянием Тарковского снималась и сцена нападения на славянскую деревню. Только у Тарковского это делали татаро-монголы, а у Эггерса — ватага бешенных берсерков.
«Иди и смотри» (1985)
Свой набег эггерские варвары завершают тем, что запирают стариков и детей в огромной избе и поджигают её соломенную крышу. И это невольно вызывает в памяти схожие кадры из другого советского шедевра, снятого Элемом Климовым. Очень уж в похожей манере мирных жителей жгли у него фашистские захватчики.
«Конан варвар» (1982 год)
После коварного смертоубийства отца Амлета дядя мальчика устраивает свой набег на селение, где его совсем недавно гостеприимно поили и кормили сородичи. И вот этот набег напоминает схожие сцены из брутального боевика Джона Милиуса. Так же, как и в случае с Конаном, маленький герой видит гибель родителя.
Напоминает о самом начале «Конана-варвара» короткая сцена, в которой зрителю показывается, как ковался меч Драугр. Этот процесс показан в двух фильмах с одинаковым любованием холодным оружием.
Чтобы заполучить меч Драугр, Амлет спускается в подземное хранилище, где отбирать клинок ему приходится у мёртвого исполина. И очень похожего исполина обезоруживал герой Арнольда Шварценегга, тоже найдя его в подземельях кургана.
«Искатели потерянного ковчега»
В курган с мёртвым гигантом Амлет попадает целенаправленно (в отличие от Конана, который случайно проваливался в подземелье, убегая от собак). Для этого он разрывает дыру на верхушке холма и по верёвке спускается вниз… совсем, как самый известный в поп-культуре археолог-авантюрист Стивена Спилберга.
Кстати, Индиана Джонс в одной из частей тоже встречался с древним воином, охраняющим сокровище.
«Ворон» (1994 год)
Тотемным животным отца Амлета был ворон. И ворон (иногда не один) время от времени посещает героя фильма «Варяг», чтобы предупредить о чём-то или даже напрямую помочь. И как тут не вспомнить о мистическом боевике с Брэндоном Ли, где чёрная птица тоже сопровождала героя?
«Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы
В одной из сцен «Варяга» плывущие на лодке викинги расстреливают из луков случайно попавшихся на глаза рыбака и его сына. Не знаю, как вам, но это сочетание — река, лодки, смертоносные стрелы — моментально вызвали в моей памяти антивоенный шедевр Фрэнсиса Форда Копполы. Там американские солдаты плыли на катере по реке, когда на них обрушился дождь из стрел… а в другой сцене расстреливались мирные жители, тоже плывшие на лодке.
Кажется натяжкой? А если вспомнить, что у Копполы звучал вагнеровский «Полёт валькирий»? В «Варяге» же полёт валькирии визуализирован (пусть и в горячечном бреду героя). Связь между двумя фильмами уже не кажется такой сомнительной?