Найти тему
2K подписчиков

Обещала рассказывать про закат эпохи нарциссизма.

Обещала рассказывать про закат эпохи нарциссизма.

Правильнее было был сказать, что речь идёт о подростковых амбициях, время которых ушло. Пришло время ускоренного взросления.

Избалованный подросток, которому родители не сумели передать некоторые экзистенциальные данности или который не встретился в своей благополучной жизни с этими данностями и ему негде взять реальный опыт такого столкновения, заряжен единственной целью: произвести впечатление на других людей, занять место в их умах для того, чтобы получить максимум плюшек от окружающих без затрат своего времени, сил и средств.

Американская мечта была как раз таким аттракционом: стань крутым, перепрыгнув через все ступеньки социальной лестницы вне зависимости от того, в каких условиях ты родился. Изначально это была реальная красивая мечта, и все мое поколение выросло на американском кино, которое позволяло каждому из нас почувствовать, что всё возможно. Однако, американская места умерла вместе с Америкой, той, которую мы любили.

Умирала она постепенно. Сначала была выхолощена сама идея достижения результата: постепенно в моду вошел успех без усилий. Если сначала яркие представители а.мечты рвали когти, чтобы добиться успеха, впахивали день и ночь, держа перед собой заветную цель, то со временем человек, который не может добиться успеха обманом, стал считаться лохом. И не удивительно, почему эта логика легко прижилась на отобранных у коренного населения землях в стране бывших беглецов и авантюристов - это вписывалось в генетический код новых американцев. "Ничего личного, только бизнес" - это характерная культура именно для этой среды.

Так настоящий протестантизм сменился на одобряемое мошенничество. Вместо законопослушного и трудолюбивого протестантского "своего дела" расплодились коммивояжеры и менеджеры, маркетологи и продавцы воздуха. И эта культура начала распространяться по всему миру.

Если протестантский бизнес - это умение так организовать свою работу, чтобы усилия приносили больший результат, и прекрасен именно тот член общества, который смог, будучи смиренным, богом и законопослушным гражданином, приумножить то, что он получил вначале своего пути, и такого человека ставили в пример детям, внукам и правнукам, то иконой нового бизнеса стали деньги сами по себе. Неважно, как ты их получил, важно, что ты их имеешь. И если нравственность здесь отправляется в изгнание, то жизнь общества превращается в гонку за результатом.

За время существования и распространения этой культуры на стыке психологии влияния, гламура и бизнеса родились все технологии управления сознанием людей, которые и привели к расцвету эпохи нарциссизма, а по сути - подросткового желания самоутвердиться.

Развитие технического и научного прогресса, безусловно, очень стимулировалось этой гонкой, но недолго - ровно до тех пор, пока мода на отсутствие усилий не победила, определив вектор недоразвития человека: если ты уже к 16-20 года имеешь миллион долларов, то что дальше? Если у человека нет других векторов развития, то дальше перенасыщение и деградация. Отсутствие встречи с этими самыми экзистенциальными данностями в соответствии с уровнем психологического развития делает из человека обратно.. обезьяну.

Данности эти - смерть, смысл, вера, надежда, любовь, выбор, ответственность, власть, воля, экзистенциальное одиночество человека на его личном жизненном пути.

Развитие нравственности и экзистенциально ориентированной личности начинается почти с младенчества на примере старших, и к 19 годам человек уже должен быть полностью сформирован как духовная личность. И только тогда он сможет распоряжаться властью, силой, деньгами, своим выбором, словом, действием мудро, гуманно, по-человечески с большой красной буквы Ч.

Если же такого формирования не произошло, как сегодня сказал один мой старший коллега "Если выпустить обезьян из клетки, это не значит, что они пойдут работать". Недоформированная личность, по сути, остановленная в своем развитии подменой ценностей, остаётся в подростковом возрасте и больше не взрослеет, не становится ни взрослым, ни человеком.