Вашему ребенку понадобился специалист по коррекции речи. Сегодня многие логопеды готовы взяться за исправление речевого дефекта. Яндекс-поиск услужливо покажет вам не один десяток объявлений. Но как найти хорошего специалиста?
Вот несколько простых советов, которые, надеюсь, смогут помочь.
1) НЕ ОРИЕНТИРУЙТЕСЬ НА ЦЕНУ. Стоимость занятия может складываться из множества вещей. Например, сюда входит аренда помещения, которую логопед или его работодатели стремятся покрыть. Оборудование и расходные материалы тоже должны окупаться. Вот только с вашим ребенком будут работать не стены в центре города и не новый интерактивный комплекс, а конкретный специалист.
Скажу, как логопед, чье рабочее место укомплектовано максимально: конечно, это помогает внести разнообразие в занятия с детьми. Но! Когда летом соседка по даче попросила помочь ее ребенку, нам хватило комплекта карточек и старого зеркала. Результат занятий в беседке оказался ничуть не хуже. Потому что, имея под рукой картинный материал, можно сделать многое. Не верите? Читайте.
• Можно называть карточку и беседовать, рассматривая ее.
- Шшшапка.
- Молодец, красиво сказал. Шапка - это головной убор. А какие головные уборы ты еще знаешь? Называй, а я буду загибать пальцы. Кепка! Отлично, загибаем мизинец. Платок. Конечно. И безымянный загнем. Бескозырка, пилотка. Вот как много вспомнил! Смотри, у меня получился «лайк». Значит, ты справился. Умница.
Или:
- Как ты думаешь, почему эту шапку называют «ушанка»? Что это значит?
А вот еще вариант:
- Эта шапка из меха. Она меховая. Сможешь подобрать словечко для шапки из шерсти? Трикотажа?
• Интересно считать предметы, изображенные на картинке.
В случае с шапкой:
- Смотри, вот вкусная конфета. Положила под замок. Щелк! (И спрятали конфету в руке.) Чтоб замок открыть, нужно «шапка» пять раз повторить. Начинай.
Ребенок проговаривает «шапка», а вы разгибаете пальцы. Сказал «сапка»? - «Ой, Кирилл ошибается, замочек закрывается». И спрятали конфету в кулак. Пусть пробует сноваJ
• Можно запоминать картинки:
- Шапка, шоколад, шкаф. Запомнил? (Спрятали карточки.) Что у меня? Соколад? Нет, соколада у меня не было. А... шшшоколад был, точно. Вот. Осталось две карточки вспомнить. Думай. Еще было что-то большое. Какая-то мебель. Точно, шшшкаф. Ну а третья картинка... Шшшапка! Ты выиграл! Здорово.
• Весело закрывать ладошкой половину карточки:
- Попробуй, отгадай, что там...
Да мало ли что еще можно придумать! В общем, на однообразие занятий ребенок не жаловался.
Итак, занятие за 500 рублей может быть не менее (и даже более) эффективным, чем занятие за 1200. Подумайте об этом.
2) НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ УЗНАТЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛОГОПЕДА. Что и в каком году окончил специалист? Учился очно или заочно? Обязательно попросите показать диплом!
В России логопедом может работать только человек с высшим дефектологическим образованием. Это требование законодательства.
Но бывает и так. Коллега окончила педагогический колледж. 15 лет трудилась воспитателем. А потом прошла повышение квалификации. Скажем, на тему «Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Логопедов в стране не хватает. Многие частные центры возьмут ее на работу.
Но вы должны знать: 4 - 6 лет обучения по специальности не могут равняться двум месяцам даже самых лучших курсов!
Не хотите платить за заведомо некачественную услугу? Смотрите в диплом.
3) А ВОТ ОЦЕНИВАТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО ВОЗРАСТУ НЕ СТОИТ. Порой очень высокий результат показывает совсем юный логопед. И я лично знаю специалистов «за 70», о которых ходят легенды.
Не обращайте внимание на возраст. Лучше оцените, нравится ли логопед вашему ребенку. Им предстоит провести вместе много времени, и если малышу некомфортно, - ищите другого специалиста.
4) Еще одна лакмусовая бумажка для родителей: ЛОГОПЕД НЕ МОЖЕТ БЫТЬ «И ЧТЕЦ, И ЖНЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ».
Это как у врачей. Есть ЛОР, есть окулист, а есть хирург. У каждого логопеда свое «царство». Я, например, не возьмусь за коррекцию речи после инсульта. Откажусь работать и с ребенком с нарушениями слуха. Мой профиль - дети с тяжелыми нарушениями речи до семи лет. Точнее, от 3 до 7 лет. Маму неговорящего двухлетки я проконсультирую, но «малышарика» в работу не возьму. Потому что есть коллеги, чье «царство» - ранний возраст. Они справятся с этой задачей лучше.
Поэтому, как только увидите, что логопед готов корректировать всё и у всех, - насторожитесь.
Помните: не бывает универсального врача. В понедельник - гинеколог, в пятницу - невролог. По четным числам - у детей, по нечетным - у взрослых. И универсального логопеда тоже не бывает.
И для сводки: как правило, специалист занимается 2 - 3 раза в неделю. Одному ребенку будет достаточно нескольких месяцев, другому не хватит и трех лет. Время работы зависит от проблемы, с которой вы столкнулись. Поэтому выбирайте логопеда поближе к дому.
В противном случае несколько часов в дороге станут серьезным испытанием и для ребенка, и для вас.
Отнеситесь к выбору специалиста ответственно, тогда и результат работы не заставит себя ждать)))