Найти тему
Репортёр

Русские горки. Что происходит с рублём?

После почти месячного периода укрепления к доллару (курс достигал 52,5 рублей) российская валюта начинает возвращаться к привычным значениям: с прошлой среды доллар подорожал более чем на 10 рублей (до 63,13 руб/долл).

Такие «горки» не могут не напрягать. Люди не понимают, в чём держать сбережения. Бизнесу (если он связан с внешнеторговыми операциями) приходится или оперативно менять цены или закладывать в них риски смены курса.

Для ослабления рубля после периода его феноменального укрепления есть несколько причин.

Цена на нефть. С середины мая и до конца июня нефть марки Urals росла с примерно 80 до 100 долл/барр. Сейчас цена вернулась к тем же 80-82 долл — логично, что и  рубль вернулся к майским значениям.

В мае подорожание было вызвано повышением спроса со стороны Китая (где закончился карантин) и неудачными попытками Запада нарастить собственную добычу, а также договориться об увеличении добычи со странами ОПЕК.

Теперь же нефть дешевеет на ожиданиях рецессии мировой экономики, вызванной как раз-таки высокой стоимостью нефти в мире: домохозяйства, которым приходится оплачивать космические коммунальные счета (см наш материал о проблемах электроэнергетики в ЕС), сокращают потребление. Значат бизнесу приходится сокращать производство.

Второй причиной укрепления являются действия правительства. Укрепление курса рубля плохо сказывается на бюджете. На энергоэкспорт приходится более трети доходов. По оценке министра финансов Антона Силуанова, каждые 10 рублей укрепления равняются примерно 1 трлн рублей, которые недополучает бюджет.

Выглядит это так. Допустим, «Газпром» перечисляет в бюджет 1 млрд долл выручки, продавая для этого доллары на бирже за рубли. В июне при курсе в 52 руб/долл он получит 52 млрд руб. А в феврале, до начала оперции, — 75-78 млрд.

Наконец, ещё одной причиной стало ослабление валютного контроля: вчерашний указ Владимира Путина отменил норму обязательной продажи валютной выручки для экспортёров.

Прежде для поддержания курса на комфортном правительству уровне Минфин пользовался таким инструментом как бюджетное правило: на дополнительные доходы от высокой стоимости нефти Минфин закупал валюту. Санкции этот механизм поломали: импорт встал, хранить запасы в долларе и евро стало небезопасно из-за риска их ареста. И как раз из-за невозможности тратить экспортную выручку (в тех самых долларах и евро) рубль и начал укрепляться. Т.е. куда там доллары закупать, если и без того их девать некуда?

Но Минфин перестроил этот механизм. Вместо долларов и евро теперь закупаются другие валюты. В основном, юань. Так объём торгов в паре юань/рубль 5 июля составил 44,3 млрд рублей. Это не просто новый суточный рекорд. Впервые объём торгов в юанях превысил объём торгов в долларах и евро.

«Юань пока кажется людям надежной инвестицией. Инвесторы рассчитывают на то, что у России с Китаем сохранятся достаточно хорошие торговые отношения. К тому же на продажу юаня, в отличии от продажи доллара и евро, нет ограничений», — говорит финансовый эксперт Семен Новопрудский.

Напомним, что именно в юанях недавно была оплачена продажа 157 тыс тонн российского угля индийскому поставщику. Так что к красненьким сотенным банкнотам с неизменным Мао Цзедуном нужно привыкать.

По всей видимости, финансовый блок правительства намерен как минимум вернуться к курсу в 70-80 руб/долл — т.е. к уровню до начала военной операции. Ранее на этот коридор указывал вице–премьер РФ Андрей Белоусов, к тому же Минфин РФ заложил в бюджет курс 72,1 руб.

Впрочем не ислючено, что курс опустится до 90 руб — с учётом возможной рецессии мировой экономики и необходимости финансирования военной операции. Вряд ли курс будут ослаблять ниже 100 руб — это своего рода психологический порог.

С другой стороны от такой привязки курса к доллару мы будем постепенно отвыкать — вместе со снижением плотности экономических контактов с Западом.