Найти тему
Наталья Баева

Россия над Обрывом

Если "Обломов" стал классикой сразу и навсегда, то последний роман Гончарова "Обрыв" был встречен как публикой, так и критикой весьма прохладно. Казалось бы, почему? Ведь и здесь - столь же верные картины русской жизни, без прикрас и без стремления кого - либо поучать. Словесная живопись, прощание с милым миром, явно доживающим последние дни.

Событий в "Обрыве" немного, действующих лиц - тоже. Камерная обстановка небогатой усадьбы Малиновки. Хозяйка - бабушка Татьяна Марковна с двумя внучками - Марфенькой и Верочкой, её племянник - тридцатипятилетний "начинающий художник" Борис Райский, да поднадзорный революционер Марк Волохов. Эпизодических героев ещё десятка два - мир волжского захолустья.

Марфенька - этакая девочка - жизнь. В свои девятнадцать - совсем ещё дитя, веселая непосредственная, любящая целый свет. Влюбиться в такую легко, а полюбить надолго - это только если и муж будет ей под стать.

-2

Так и получается - к Марфиньке сватается друг детства, с которым они так умилительно вместе грызли орешки! Ему тоже никак не повзрослеть - и видя это, бабушка решает, что они - отличная пара. Потому, что так уже решили они сами.


Совсем другое дело - Вера. Она живёт какой - то своей, совершенно особенной жизнью.

Учится, читает, думает. Ищет себя.

-3

Вот она и кажется Марку идеальным материалом для обработки - он ведь живёт для того, чтобы всем вообще людям глаза раскрыть!

Марк изредка бывает в доме Татьяны Марковны, и хотя чувствует, что хозяйка ему не рада, но от её хлебосольства не откажется. А как же, если снова идти ночевать под телегу?

Как метко - и вместе с тем забавно, несколькими строчками автор характеризует персонажей: бабушка любопытствует, кого это племянник тайком провёл в дом. Волохова?! Ну что ж... привёл - так не гнать же... отнеси ему тюфяк. И ужин возьми на кухне. Пирожное не забудь.

Мил гость или нет, но из этого дома ещё никто не ушёл голодным.

С Верой же Волохов предпочитает встречаться в беседке под обрывом. Вера - вовсе не покорная ученица, напротив, она пытается перевоспитать Волохова - нигилиста, исполненного презрения к традиционной морали.

-4

И когда ей показалось, что получается - она влюбилась в своё "творение". Влюбилась. Беседы превратились в свидания. А там и "падение" - по крайней мере то, что произошло, Вера оценивает именно так.

-5

В каком бы смятении ни была бабушка, как бы ни металась, опасаясь за рассудок Верочки, разговор её с внучкой спокоен. И она - такая же грешница, и сорок лет спустя люди это помнят. Так стоило ли Верочке отгораживаться от семьи, чуть не затыкать уши от любых попыток поговорить? "Ты, Верочка, конечно, можешь быть умнее меня. Но быть опытнее ты не можешь".

-6

Ах, Волохов готов жениться?! Разгневанная бабушка ничего ему не объясняет, но приказывает снести беседку - этот "храм любви"! А объяснится с ним лесопромышленник Тушин, похожий на былинного добра молодца. Объяснится - и сам решит посвататься к давно любимой Вере.

И Райский напишет портрет Бабушки, и задумает роман о Верочке.

-7

Осуществит? Вряд ли: всерьёз работать не привык. Зачем? Жизнь у него и так... райская.

***
За что же ополчилась критика, кому и что здесь не понравилось?

Консерваторов возмутило "падение" героини - ТАКОГО чопорный век ещё не читал!
Демократов обидел образ Волохова - не бывает таких революционеров, они - святые! Ну если и бывают - изображать их всё равно надо такими, чтобы годились в образец.
Славянофилов покоробил Тушин - где это автор увидел столь доброго, умного, щедрого душой... капиталиста?
А западники возмутились "ветхозаветной правдой" бабушки - России. "Обветшалая правда, в которую она затащила сломленную Веру!"
И многим хотелось, чтобы мысли, чувства, убеждения Веры были раскрыты определённее. Если она ещё и не вступила на путь революции - то была просто обязана... а автор помешал!

В одном согласились решительно все - автор теперь уже ясно видит, что столь любимый им мир не живёт - доживает. Что будет дальше? По всей вероятности - разрыв со всей русской цивилизацией, отторжение не только отжившего, но всего того лучшего, что в ней было и есть. ОБРЫВ.

***
Четыре книги за всю долгую жизнь - много это или мало? Учитывая, что шедевры - все четыре?

Сам Иван Александрович Гончаров считал, что не просто мало - непростительно мало.
Но не мог он работать быстрее, физически не мог, несчастный флегматик!

Ещё рассказы о творчестве Гончарова здесь:

Ещё рассказы о школьной классике здесь: