Найти тему

Наше образование в наших руках. Как повысить его эффективность и академическую успеваемость?

Наше образование в наших руках. Источник: яндекс-картинки
Наше образование в наших руках. Источник: яндекс-картинки

Если мы хотим усвоить какой-либо учебный предмет на высоком уровне или, по крайней мере, получать по данному предмету хорошие оценки, то опираемся прежде всего на преподавателя.

И действительно, преподаватель оказывает сильное влияние на качество нашего образования. Он снабжает нас ресурсами, необходимыми для овладения знаниями, навыками и умениями. Чем лучше ведёт занятия учитель, тем меньше мы тратим время на успешное выполнение разных заданий, а также более уверенно чувствуем себя при осуществлении различных типов познавательной активности.

Но иногда вам тоже следует брать ответственность за своё обучение. Бывают случаи, когда преподаватель осуществляет работу, и вы занимаетесь, а итог усвоения материала вас не устраивает. Не думаете, что так происходит из-за вашей глупости. Вы не глупы и способны на многое при наличии мотивации и правильной организации учебной деятельности.

В такой ситуации не нужно пускать всё на самотёк. Вероятные последствия вашей безынициативности: неверные ответы на занятиях или, того хуже, плохо написанные самостоятельные и контрольные работы, несданные экзамены.

Также не спешите критиковать преподавателя. Противостояние с ним не всегда приводит к желаемому результату. Даже если вам удастся добиться занятий с другим учителем или поменять профиль / специальность / образовательное учреждение, не факт, что вы не столкнëтесь со схожей проблемой.

Следование одному из вышеперечисленных действий уместно в тех обстоятельствах, когда преподаватель испытывает к вам личную неприязнь, и это отображается на оценках. Тогда попытки прийти с ним к консенсусу практически не работают, но такие случаи достаточно редки, и изменённая среда обучения способна решить вопросы с качеством овладения программой и успеваемостью.

Что же делать, когда неудовлетворённость усвоением материала не связана с плохим отношением учителя? Исходя из своего опыта рекомендую вам следующее:

1) Выясняйте суть непонятных вам правил и предлагаемой активности;

2) Извлекайте пользу из учебного материала, даже если вам кажется он малоэффективным в усвоении навыков и умений;

3) Отбрасывайте сомнения, переживания, отвращение к своей деятельности и другие неприятные ощущения при выполнении заданий

В этой статье мы рассмотрим первую рекомендацию.

Делясь, как правильно выяснять непонятные моменты изучаемых тем, я приводила примеры из учебной литературы. Традиционно выделяю используемые источники отдельным списком.

[1] Spotlight. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. 9 класс. Module 6d, упр. 8, стр. 97;

[2] English Grammar. Качалова К. Н., Израилевич Е. Е. § 92. Сложное предложение. Прямая и косвенная речь. Первое задание (непронумеровано), стр. 542;

[3] English Grammar. Качалова К. Н., Израилевич Е. Е. § 12, 21. Глагол личные формы. Изъязвительное наклонение. Действительный залог. Present Continuous / Present Indefinite. Первое задание (непронумеровано), стр. 501;

[4] Рrepare! Level 2. Коста Д. Уильямс М. Unit 2, упражнение 2. Стр. 20.

Все примеры также будут отмечаться соответствующими цифрами в квадратных скобках.

Без понимания правил невозможно успешно выполнить упражнения, где данные правила применяются. Без знания сути предлагаемой деятельности невозможно осуществить и те задания, которые основаны на уже усвоенной вами теории или предполагающие имеющийся у вас опыт применения соответствующих навыков и умений.

Каковы же причины того, что вы не понимаете некоторые изучаемые правила и упражнения, предназначенные для работы на занятиях или дома?

Здесь дело может обстоять в том, что вы не так давно занимались с другим преподавателем, который использовал свои приёмы организации учебной активности, отличные от приёмов нового учителя: использовал наглядные средства объяснения материала; применял особые формы работы: игры, викторины, конкурсы; включал дополнительные задания для закрепления навыка / умения и т. п. К стилю преподавания нового учителя вы ещё не адаптировались.

Если вы занимаетесь индивидуально, попросите преподавателя ориентироваться на те или иные аспекты обучения, которые для вас наиболее приемлемы.

В моей практике был такой случай. Занимаясь с одним из учеников на дому, мы старались вместе с ним разобрать как можно больше заданий из учебника, чтобы он мог свободно и безошибочно отвечать в классе. На запоминание новых слов и на орфографию мы не уделяли много внимания. Позже выяснилось, что для ребёнка важно знать новые слова, поскольку владея ими, он может лучше выполнять многие упражнения. Как сказали его родители, с предыдущим репетитором он усваивал больше новых слов. Так я перестроила занятия со своим учеником. Первые 20 минут уроков мы разбирали с ним лексикой. Для более прочного запоминания учеником лексики помимо типов упражнений, которые я описывала в статье "World builder. Учим английские слова с детьми и подростками", я включала задания, представляющие собой предложения, содержащие изучаемые слова (в эти языковые единицы нужно было либо вставить буквы, поменять данные буквы местами, если слова - анаграммы). Также я регулярно проводила словарные диктанты. Упражнения из учебника у нас не получалось выполнять в таком же количестве ввиду ограниченного времени, но в учебника всё равно встречались схожие задания, и я писала на черновике подсказки к ним (схемы, таблицы), чтобы ученик мог самостоятельно разобрать задания на уроках. В итоге, занятия с ребёнком стали более продуктивными. И ученик, и родители были довольны.

Однако, если вы занимаетесь в группе или в классе, то попытка убедить учителя изменить структуру своей деятельности исходя из ваших потребностей - не вариант. Ведь приёмы, раннее помогавшие вам в учёбе, могут не подойти другим ребятам, что негативно скажется на успеваемости учеников.

Расскажите новому преподавателю, что вам непонятно, внимательно слушайте его объяснения. Важно услышать не только то, что преподаватель объясняет, но и как он это делает.

Не менее значимо и наблюдение за работой других учеников на занятиях, или если есть возможность, во время выполнения первыми домашних заданий. Конечно, учащиеся не могут работать полностью одинаково: кто-то делает упражнения быстрее, кто-то - медленнее; кто-то усваивает правила с помощью подчеркивания выделителем, другим движения руки только мешают усвоению материала и т. д. Но всё же в активности всех учеников просматриваются общие закономерности. Обращая внимания на выдвигаемый учителем способ объяснения отдельных элементов темы и на характер работы учеников, вы можете разобраться в используемом на занятии преподавательском стиле и приспособиться к нему.

Другая причина непонимания непонимания частей учебного процесса - неопытность преподавателя. Неопытность особенно присуща молодым учителям, не так давно приступившим к своим обязанностям. Он ещё не всегда хорошо объясняет материал и правильно организовывает отработку изучаемых тем. Со временем преподаватель обретёт необходимые навыки.

И здесь нужно сообщать преподавателю о невыясненных вопросах по теме. Это поможет ему понять, что он делает не так и выбрать более оптимальный вариант организации учебной активности. Отказ от обучения с учителем в данном случае совсем не уместно, если первый готов и способен к оперативному совершенствованию в профессиональной сфере.

Отказ от обучения я испытала на себе. Некогда я неофициально работала в школе иностранных языков, преподавала английский в группе. Вдруг мне неожиданно позвонила хозяйка школы, заявив, что одна из учениц с группы не хочет со мной заниматься. По мне, девочка работала неплохо, быстро запоминала новые выражения, справилась с заданием по аудированию. Размышляя над реакции ученицы, я предположила, что причина нежелания заниматься - проблема с освоением формы глагола "to be" в прошедшем времени - "was" / "were". Первый день, когда я объясняла правило, и по образцу нужно было вставить "was"или "were", всё шло очень даже ничего. В самом начале следующего занятия ученица спросила, почему другая девочка не ходит на уроки (другая девочка болела). Ничего настораживающего я в этом вопросе не заметила. Ученица могла просто поинтересоваться, почему её одногруппница отсутствует. Потом я хотела проверить домашнюю работу девочкидевочки по вышеупомянутой грамматической теме, но она не взяла с собой рабочую тетрадь. Мы выполняли работу, которая была дана ученице на дом, по заранее приговленным мной распечаткам. Ведь ученики могут забыть используемые средства обучения. Ученица иногда ошибалась, я объясняла ей правильные ответы, но в схожих по смыслу предложениях она допускала однотипные ошибки. Я продолжала объяснять по мере своих возможностей, в какой форме необходимо поставить глагол "to be"в рассматриваемых предложениях, считая, что ошибки - показатель недостаточной тренировки (мы занимались второй день), и со временем девочка отработает необходимые навыки. Потом мы сменили активность - работали с выражениями и над аудированием, о которых я упоминала ранее. После этого занятие закончилось, и, как обычно, мы с ученицей (в группе было двое человек, один из них присутствовал) попрощались. Казалось бы, ничто плохого не предвещало. Но буквально на днях - звонок, и я переосмыслила недавно проведённый урок, посчитав, что интересовалась девочка об отсутствии другой ученицы, потому что сама хотела от меня уйти; не принесла рабочую тетрадь не потому что забыла, а так как намеренно не стала делать домашнее задание; допускала ошибки не из-за недостаточной отработки навыка, а ввиду непонимания выбора той или иной формы - "was" / "were". Но всё это было только моим предположением. Сначала я надеялась точно узнать, что пошло в организации занятий не так, особенно когда хозяйка школа позвонила во второй раз. Мы с ней обсудили план последующего урока и договорились о том, какой подход следует применять к ученице, чтобы выяснить причину её нежелания продолжения обучения со мной. Но скоро раздался третий звонок от хозяйки, попытки выяснения оснований негативной реакции девочки на занятия были тщетными. Из нового сообщения я поняла, что ученица переводится в группу. Мне было обидно, что я даже не узнала причину её ухода, оставшись лишь со своей догадкой, и то возможно неверной. А ведь зная точный повод недовольства уроками, я постаралась бы не допустить подобных ошибок при работе с другими ребятами. Кроме того, я готовилась к занятиям: внимательно ознакамливалась с учебным материалом, подбирала игры, добавляла более простые упражнения, расширяла имеющиеся. Гораздо приятнее обсуждать проблему с учениками индивидуально или вместе с их родителями, а не слышать негативную информацию от третьих лиц.

После рассмотрения причин вероятного непонимания некоторых частей изучаемых тем и ознакомления с позитивным и негативным опытом моей профессиональной деятельности, разберём, что следует проговаривать, обращаясь за помощью к преподавателю.

Говорите как можно конкретнее о том, что вы пытаетесь выяснить, указывайте на соответствующие место в учебнике или в другом средстве обучения, ориентируясь на непонятно построенные в определённом речевом промежутке (предложении, тексте и т. д.) слова, выражения, формы.

Привожу возможные вопросы, направленные на выяснение непонятных сведений, в скобках указываю ответы на данные вопросы:

а) Почему в первом пункте B в 8 упражнении [1] мы пишим "help yourself"? Оно же не подходит по смыслу к вопросу. Зачем отвечать «Помоги себе сам» на «Можно ли мне взять пирожок?» (Здесь "help yourself" - идиома, она не переводится дословно. Правильный перевод выражения на русский язык - угощайся. А вопрос "Can I have one of these cakes?" переведён верно, к нему как раз подходит это выражение в качестве ответа);

б) Почему в седьмом предложении [2] мы используем "Present Continuous"? Здесь же не понятно по смыслу, в каком времени нужно употребить "smoke". (Прочитаем и переведём предложение. "The man who is smoking a cigarette is our English teacher" - «Мужчина, который курит сигарету, - наш учитель по английскому языку». Здесь - попытка объяснить, кто является преподавателем английского языка. Применяется указание на данного преподавателя, на его действие в данный момент. Такое действие является продолжительным. Используем "Present Continuous";

в) Почему в первом и во втором предложениях [3] мы не меняем время глаголов в кавычках, ведь время основных глаголов "has said" - прошедшее. (Сделаю небольшое отступление от объяснения, укажу суть вопроса. Здесь он связан с согласованием времён, которое действует при замене прямой речи на косвенную, когда основной глагол стоит в прошедшем времени. Вернёмся к нашему примеру. Форма "has said"- не прошедшее время глагола "to say", хотя на русский язык "has said" переводится как «сказал» - «что делал?» - прошедшее время. В английском языке рассматривая форма употребляется в настоящем завершенном времени - "Present Perfect", где действие завершилось, но в то же время имеет связь с настоящим. А если основной глагол стоит в настоящем или будущем времени, мы не меняем время других глаголов, стоящих в кавычках.

Также подробно рассказывайте о заданиях, где вы не понимаете, что нужно делать. - Какие слова нужно написать к предложениям? [4] Где можно найти эти слова? (В данном случае предложения - это описания разных вещей. Каждое описание необходимо заменить одним словом, которое можно найти в тексте под заданием).

При возникновении трудностей с разбираемыми темами не лишним будет обращение за помощью к другим учащимся, овладевающим вместе с вами одинаковым учебным материалом - к одноклассникам, одногруппникам, ребятам с вашей параллели или потока. К учащимся, усвоившим этот же материал ранее (особенно, если они изучали его от нескольких месяцев назад), обращаться не стоит. Потому что ребята в такой ситуации либо убирают зафиксированные ими правила / упражнения на дальние полки, либо вовсе избавляются от последних. Если правила ученики вам ещё могут рассказать, то разъяснить вам задания в полной мере вряд ли получится.

Вы обсудили непонятные моменты изучаемых тем с преподавателем или другими учениками - отлично! Однако, это не решит полностью ваши проблемы. Вам нужно проявить в некоторой степени самостоятельность при усвоении материала. Подсказка преподавателя может заключаться в указании на определённое место в учебнике или на альтернативное пособие с перечислением инструкции по работе с данным средством обучения, и вам нужно самим извлекать и анализировать нужные сведения. Если ребятам с класса параллели или потока дали аналогичное задание, скорее всего они подскажут точно также. Но если ребята уже выполняют задание (здесь имеется в виду объёмное задание: реферат, презентация), то они вам могут рассказать о соответствующей теме подробнее.

Помимо выяснения непонятных моментов учебного материала существует другие системы действий, направленные на улучшение качества вашего обучения (смотрите выше рекомендации 2), 3)). При руководстве данными рекомендациями нужно стать ещё более активным участником образовательного процесса. О действиях, способствующих повышению эффективности обучения и успеваемости я напишу в следующей статье. Ещё мы разберём с вами, как применять вышеупомянутые советы к учёбе детей.

Считаете ли Вы важным выяснение сути непонятных вам правил и заданий? Осуществляете / осуществляли ли вы данное действие, чтобы улучшить уровень знаний или получить более высокий балл? Поделитесь вашим мнением и опытом в комментариях, буду рада их с вами обсудить. Не забудьте также поставить лайк, если статья была для Вас полезной, а также подписаться на мой канал. Я подготовлю новый интересный материал.

Успехов Вам и Вашим близким в изучении английского языка!

Лингвист-преподаватель, репетитор Валерия