Найти тему
ГЦАО

«Если отказаться от моря — что здесь останется?»

О проекте «Арт-объект павильон «Оверкиль», Товарищество поморского судостроения

В Архангельске была создана культура морского судостроения. Мы живем на берегу первого моря, куда и откуда пришли русские. Отсюда открыли Сибирь, отсюда открыли новые земли. Когда-то здесь был краеугольный камень хождения по морю. Морская культура плотно нас окружает мы любим большую воду, сильно привязаны к нашей любимой реке. Но работаем ли мы с этим смыслом, вроде бы пронизывающим нашу повседневность и историю? Берем ли все от него?

Торговые карбасы на берегу Северной Двины. Конец 19 - нач. 20 вв
Торговые карбасы на берегу Северной Двины. Конец 19 - нач. 20 вв

Во время путешествия по Белому морю, на берегу села Койда, Евгений Шкаруба, руководитель проекта, со своими спутниками увидел старые грузовые карбасы, на которых когда-то перевозили сено и дрова. Там они, доживая свой недолгий век, лежат под открытым небом — в дождь и снег, в засуху и туман. Гния из-за осадков и непринадлежности, они умирают, унося с собой сакральное знание шитья когда-то самого востребованного типа поморского судна. Мастера ушли раньше — нет их больше в нашей области.

Карбас в селе Койда, наши дни
Карбас в селе Койда, наши дни

Карбас — универсальная поморская лодка, которая по-своему идеальна для Белого моря. На них путешествовали, ездили в соседние деревни, ловили рыбу, возили грузы, почту. На разных берегах нашей области их по-разному строили. Именно на этой небольшой лодке совершили многие открытия первопроходцы в русской Арктике.

Оверкиль в проекте — не просто перевернутое, а сохраненное судно. Один из карбасов путешественники перевезли из Койды в Архангельск, перевернули, покрыли специальной мастикой, и теперь он защищен от снега и дождя. Теперь ему нужно придать новую жизнь, вплести в культурную городскую среду.

Евгений Шкаруба и спасенный карбас
Евгений Шкаруба и спасенный карбас

Что такое северное зодчество известно многим, а вот с морской судостроительной архитектурой дела обстоят по-другому. Не такая она долговечная как храмы и деревянные здания, поэтому быстро стирается из нашей памяти и истории.

— Оберегать деревянное судостроение — то же, что оберегать язык, культуру, традиции и семейные отношения, — говорит Евгений. — Это то, что делает человека местным жителем, помором, архангелогородцем. Если отказаться от моря — то что здесь останется у местного жителя? Какой будет ориентир? Каким будет ответ на важные вопросы «Почему здесь жили люди, и почему они здесь появились? Чем занимались мои предки? А я здесь для чего?». Деревянное судостроение — это настоящий бренд и то, чем нужно гордиться.

Вся обработка конструкции — ручная
Вся обработка конструкции — ручная

Евгений уверен, что в Архангельске нужно создавать большую мореходную школу. Настоящую традиционную парусную школу судостроения, где будут учиться и преподавать носители этой культуры.

В нашей области живут кровные моряки, здесь накоплен этот огромный морской опыт через повседневность, которая проходит у моря, через приливы и отливы, через небольшие речные путешествия, через «свой остров», «свою косу», «свой проливчик». Этого нигде нет, и этим нужно пользоваться. В Архангельске существует источник одной из ветвей русской культуры. Это сакрально, особенно.

 Александр Антонов, вдохновитель проекта, за работой
Александр Антонов, вдохновитель проекта, за работой

Арт-объект павильон «Оверкиль» будет местом встреч, крышей, памятью, новым культурным импульсом. Для города будет важно даже появление нового слова в лексиконе, «карбас» будет на слуху. Здесь можно будет посмотреть на его конструкцию изнутри и понять, какими плотницкими методами пользовались наши предки, узнать еще одну нашу историю.

И кто-нибудь скажет по телефону: «Ты где? Я у карбаса!»

20 век, путешествие на карбасах
20 век, путешествие на карбасах

Команда проекта:

Александр Антонов, архитектор, художник, автор проекта архитектурного решения и главный вдохновитель, организатор первой плотницкой школы в Архангельске

Евгений Шкаруба, художник, реставратор, капитан, преподаватель парусного мореплавания, участвовал в реставрации Соловецкого кремля

Наставники верфи, которые строят Шхуну

Волонтеры из Архангельска, Якутска, Екатеринбурга, Москвы и других городов

Проект реализуется при поддержке Губернаторского центра Архангельской области «Вместе мы сильнее»