О проекте «Арт-объект павильон «Оверкиль», Товарищество поморского судостроения
В Архангельске была создана культура морского судостроения. Мы живем на берегу первого моря, куда и откуда пришли русские. Отсюда открыли Сибирь, отсюда открыли новые земли. Когда-то здесь был краеугольный камень хождения по морю. Морская культура плотно нас окружает — мы любим большую воду, сильно привязаны к нашей любимой реке. Но работаем ли мы с этим смыслом, вроде бы пронизывающим нашу повседневность и историю? Берем ли все от него?
Во время путешествия по Белому морю, на берегу села Койда, Евгений Шкаруба, руководитель проекта, со своими спутниками увидел старые грузовые карбасы, на которых когда-то перевозили сено и дрова. Там они, доживая свой недолгий век, лежат под открытым небом — в дождь и снег, в засуху и туман. Гния из-за осадков и непринадлежности, они умирают, унося с собой сакральное знание шитья когда-то самого востребованного типа поморского судна. Мастера ушли раньше — нет их больше в нашей области.
Карбас — универсальная поморская лодка, которая по-своему идеальна для Белого моря. На них путешествовали, ездили в соседние деревни, ловили рыбу, возили грузы, почту. На разных берегах нашей области их по-разному строили. Именно на этой небольшой лодке совершили многие открытия первопроходцы в русской Арктике.
Оверкиль в проекте — не просто перевернутое, а сохраненное судно. Один из карбасов путешественники перевезли из Койды в Архангельск, перевернули, покрыли специальной мастикой, и теперь он защищен от снега и дождя. Теперь ему нужно придать новую жизнь, вплести в культурную городскую среду.
Что такое северное зодчество известно многим, а вот с морской судостроительной архитектурой дела обстоят по-другому. Не такая она долговечная как храмы и деревянные здания, поэтому быстро стирается из нашей памяти и истории.
— Оберегать деревянное судостроение — то же, что оберегать язык, культуру, традиции и семейные отношения, — говорит Евгений. — Это то, что делает человека местным жителем, помором, архангелогородцем. Если отказаться от моря — то что здесь останется у местного жителя? Какой будет ориентир? Каким будет ответ на важные вопросы «Почему здесь жили люди, и почему они здесь появились? Чем занимались мои предки? А я здесь для чего?». Деревянное судостроение — это настоящий бренд и то, чем нужно гордиться.
Евгений уверен, что в Архангельске нужно создавать большую мореходную школу. Настоящую традиционную парусную школу судостроения, где будут учиться и преподавать носители этой культуры.
В нашей области живут кровные моряки, здесь накоплен этот огромный морской опыт через повседневность, которая проходит у моря, через приливы и отливы, через небольшие речные путешествия, через «свой остров», «свою косу», «свой проливчик». Этого нигде нет, и этим нужно пользоваться. В Архангельске существует источник одной из ветвей русской культуры. Это сакрально, особенно.
Арт-объект павильон «Оверкиль» будет местом встреч, крышей, памятью, новым культурным импульсом. Для города будет важно даже появление нового слова в лексиконе, «карбас» будет на слуху. Здесь можно будет посмотреть на его конструкцию изнутри и понять, какими плотницкими методами пользовались наши предки, узнать еще одну нашу историю.
И кто-нибудь скажет по телефону: «Ты где? Я у карбаса!»
Команда проекта:
Александр Антонов, архитектор, художник, автор проекта архитектурного решения и главный вдохновитель, организатор первой плотницкой школы в Архангельске
Евгений Шкаруба, художник, реставратор, капитан, преподаватель парусного мореплавания, участвовал в реставрации Соловецкого кремля
Наставники верфи, которые строят Шхуну
Волонтеры из Архангельска, Якутска, Екатеринбурга, Москвы и других городов
Проект реализуется при поддержке Губернаторского центра Архангельской области «Вместе мы сильнее»