Статья о феномене посттравматического роста о том, за счет каких ресурсов люди справляются с пережитой травмой и что увеличивает вероятность позитивных прогнозов после неё. Психологи, оказывающие экстренную психологическую помощь, часто говорят о необходимости поиска внутренних и внешних психологических ресурсов, поэтому для нас эта статья особенно ценна.
Столкновение человека с травматическим опытом порой позволяет ему обрести новые смыслы в жизни, поставить перед собой новые цели и приоритеты. Это явление называется посттравматическим ростом (далее - ПТР) личности. Он предполагает развитие положительных последствий травматической ситуации. Человек, испытав физические и душевные переживания, переосмысливает произошедшее событие и полученный опыт. Какие подходы существуют в изучении психологических последствий травматических событий, и есть ли место позитивным изменениям после травмы? Ответить на этот вопрос решила Юлия Быховец, научный сотрудник Института психологии РАН.
Оказывается, изучение феномена ПТР началось более 20 лет назад. В основе исследований лежат два основных подхода: первый рассматривает негативные последствия ПТР, включает психопатологическую симптоматику, кризисы и др.; второй, более позитивный, включает изучение жизнестойкости, компенсаторных механизмов, позволяющих людям справиться с травмой. При этом исследования в рамках первого подхода преобладают.
Модель посттравматического роста (ПТР)
Она включает 3 направления положительных изменений после психической травмы:
- изменения в самовосприятии – например, люди, пережившие крушение лайнера или тяжелую болезнь близких, отмечают, что такой опыт позволил почувствовать себя сильнее и увереннее (предыдущие проблемы в жизни – это мелочи);
- изменения в межличностных отношениях – получив поддержку от близких и незнакомых людей, человек начинает чувствовать бо́льшую связь с другими и доверие к людям (происходит внутренний «эмоциональный рост»);
- изменения философии жизни – жизнь приобретает «новый вкус», простые вещи начинают радовать и вдохновлять. То есть человек после травмы понимает границы своей уязвимости, а чтобы совладать с травмой, он постепенно восстанавливает и переосмысливает свои базовые убеждения.
Посттравматический рост возможен благодаря тому, что наша психика пластичная и крепкая, а общение и взаимодействие дают множество ресурсов и новых смыслов, оказывают незаменимую поддержку для посттравматического роста. Но это явление скорее возможное, чем обязательное. При его развитии травматическое событие становится не пропастью в жизни человека, а трамплином к новому этапу жизни.
К каким выводам пришли авторы?
ВЫВОД ВАЖНЫЙ: концепция ПТР не считает травму благом и универсальным явлением. И для восстановления после нее необязательно посттравматическое развитие.
ВЫВОД ОЧЕВИДНЫЙ: условием развития ПТР могут выступать некоторые качества: открытость, экстраверсия, выносливость, юмор, оптимизм, а также интеллект.
ВЫВОД ИНТЕРЕСНЫЙ: ряд авторов полагают, что ПТР невозможно без психического потрясения и ряда небольших расстройств.
ВЫВОД ОБОБЩАЮЩИЙ: выделяются три исследовательские позиции на тему связи между ПТР и посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР): - травма – это разрушающий опыт, не имеющий положительных изменений; - ПТР и ПТСР – два противоположных полюса одного измерения последствий травмы; - травма дает человеку как негативный опыт (психиатрические симптомы), так и позитивный (переосмысление себя и своего окружения).
Обзор подготовила Екатерина Марченко по материалам: Юлии Быховец, к.п.н, старшего научного сотрудника лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях Института психологии РАН