Найти тему
DI magazine

Основы ресторанного этикета за 120 секунд

Знакомим читателей DI с привычными, но всё же неочевидными правилами поведения в дорогом ресторане.

Автор иллюстрации: Lizaveta Shub
Автор иллюстрации: Lizaveta Shub

Как здороваться на бизнес-встрече

Чтобы поприветствовать человека, женщине достаточно кивка головы, мужчине же придется встать. В деловой встрече нет места взаимодействию по половому признаку, здесь имеют значение только статусы и ранги. А значит, пододвигать стул, строя из себя героя мелодрамы – совершенно не обязательно. Обмениваться визитками и рукопожатиями за столом тоже не принято, это хорошо бы провернуть до того, как все займут свои места.

Если хочется что-то выплюнуть

Если косточка попала в рот, устраните ее с помощью вилки и поместите на левый верхний край тарелки (не на бортик). Любые отходы и несъедобные элементы из авторских подач блюд отправляются туда же.

Как правильно раздеться

Мужчина должен помочь женщине снять верхнюю одежду и только после раздеться сам. На выходе порядок действий меняется с точностью до наоборот. В противном случае, в помещении девушке станет жарко.

Автор иллюстрации: Lizaveta Shub
Автор иллюстрации: Lizaveta Shub

Куда девать сумку или рюкзак

Сумку можно разместить рядом с собой, на специальной подставке или за спиной, но никогда – на полу, если вы, конечно, не хотите, чтобы об нее спотыкались официанты.

Что делать с белой салфеткой

Разверните её, держа ниже уровня столешницы, сложите пополам и положите на колени сгибом к себе, так свободные углы ткани будут в вашем полном распоряжении. Салфеткой нельзя ничего вытирать, она используется исключительно для того, что промокнуть пальцы и губы, после чего аккуратно возвращается на место. Закончили – сложите приборы параллельно на пять часов, а салфетку положите слева от тарелки. Аккуратно складывать ее при этом – лишнее.

Автор иллюстрации: Lizaveta Shub
Автор иллюстрации: Lizaveta Shub

Если кто-то опоздал

Задерживаетесь? Предупредите об этом своего визави. 10-15 минут – стандартное время ожидания, 30-50 – веский повод сделать заказ. Если визави неприлично опаздывает, включите в заказ блюдо и для него тоже (если он не против), так оно будет готово к его приходу.

Если разбилась чашка

Разбили бокал, пролили вино, уронили прибор, упала салфетка или выпала еда из тарелки – ведите себя так, будто ничего не произошло. Задача профессионального официанта – вовремя заметить и немедленно устранить подобную проблему.

Как сложить приборы на тарелке

Хотите сделать паузу – скрестите нож и вилку на тарелке, салфетку же разместите на сидении (не на спинке или ручке) стула. Закончили – сложите приборы параллельно на пять часов. Важно: коснувшийся еды прибор остается в тарелке и больше на стол не попадает.

Автор иллюстрации: Lizaveta Shub
Автор иллюстрации: Lizaveta Shub

Как отлучиться в туалет

Не важно, куда вы идете – в туалет, поговорить по телефону или поправить макияж. Людям за столом об этом нужно сообщить, не вдаваясь в детали. Фразы «Простите, я выйду и сейчас же вернусь» или «Я прошу прощения, мне необходимо отлучиться на минуту» будет более чем достаточно. Зубочистку лучше заранее положить в сумку и прихватить ее с собой в уборную комнату.

Автор иллюстрации: Lizaveta Shub
Автор иллюстрации: Lizaveta Shub

Какой прибор выбрать

Если рыбу подают целиком, берите специальный нож, он должен быть рядом. В виде филе – орудуйте обычным. Его функция – помочь кусочку оказаться на вилке. Все остальные действия производятся при помощи последней. Резать этим ножом не рекомендуется. Вилка лежит справа или зубцами вниз? Это не ошибка официантов: в первом случае всё намекает на то, что прибор предназначен для устриц, во втором – на особенности французской подачи. Будете использовать каждый набор постепенно – от краев к центру, соответственно смене курсов – и всё будет хорошо.

Выражаем благодарность за помощь в написании материала члену Национальной ассоциации специалистов по протоколу Татьяне Широцкой, бизнес-коучу Галине Федоренко, эксперту в сфере гостеприимства Станиславу Смирнову и обозревателю диджитал-агентства May Communication Александру Иванову. Материал впервые опубликован в весеннем номере Denis Ivanov Magazine за 2022 год. Автор – Юлия Чернова.