Давненько я не подводил итоги после разбора того или иного сериала, так что я решил наверстать как говорится упущенное, вернуться к сериалу "Жизнь и Судьба", написав статью с подведением итогов. Сподвигла меня к этому писанина одного индивидуума, который начал мне писать в комментариях что сериал отличный, антисоветчины там никакой нет, мне все привиделось , да и вообще как показали в сериале так все на самом деле и было. В качестве примера он например ссылается на советские фильмы "Женя, Женечка и катюша" и "На войне как на войне", дескать там тоже показывали пьяных.
Ну начнем с того что фильм Женя , Женечка и Катюша, это в первую очередь трагикомедия, где смешные ситуации граничат с абсурдными. Одна ситуация когда Олег Даль с Михаилом Кокшеновым переодевшись в женские платья, занимаются доставкой снарядов для Катюши, выглядит комично и абсурдно. Или он считает что на самом деле так и было?
Или возьмем фильм "На войне как на войне", ну и много например выпили самогона, самоходчики? Они что ходили пьяными по позиции, как это делал политрук в сериале, путались у всех по ногами? Может в фильме "На войне как на войне", нам показывали пьяных советских офицеров, комиссаров, политработников? Тоже нет. Да есть в фильме сцена как экипаж самоходки пьет в доме водку, на этом в принципе и всё.
В то время как в первой серии сериала, нам несколько раз показали пьяных красных командиров. Впоследствии пьяных советских солдат, а так же гражданских личностей нам будут показывать неоднократно, за весь сериал. То нам покажут пьяного полковника, который к трезвым относится с подозрением, то генерала, а то и вообще члена военного совета, который нажирается до невменяемого состояние и все время бубнит одну и туже фразу.
Что, без водки невозможно военный быт показать? Да, в воспоминаниях фронтовиков можно прочитать про то что советские солдаты и офицеры иногда выпивали, некоторые даже напивались. Только это не была нормой, к тому же за пьянку на передовой, могло последовать суровое наказание. А что мы видим практически в каждом российском фильме и сериале о Великой Отечественной войне, начиная с "Утомлённые солнцем 2"? Правильно, пьющих до невменяемого состояния советских офицеров.
В фильме "Утомлённые солнцем 2", например до невменяемого состояния напивается генерал со всеми офицерами , после чего отдает приказ о самоубийственной атаке. В этом сериале, только в первой серии, до невменяемого состояния напивается политрук. Кстати, политрук этот куда то потом вообще пропадает и его мы больше не видим. И вообще что за привычка такая, сравнивать советские фильмы о войне, с современными помоями которые у нас в России снимают ежегодно, при этом при просмотре фильма или сериала создаётся впечатление, что сценарии к современным "шедеврам" лично доктор Геббельс писал.
Комментатор мне написал, что дескать тупых командиров в сериале не показали, то что солдаты там воевали вопреки нет в принципе, да и командование понимало важность дома и оказывало солдатам всяческую помощь.
Ну вообще то, то что в сериале воевали вопреки, не полная ерунда. Капитан Греков, в сериале воюет именно что вопреки, командование он не уважает, комиссаров просто ненавидит и вообще он считает что ему лично мешают воевать. Солдаты его гарнизона, советскую власть ненавидят, часто ведут антисоветские разговоры.
Сам гарнизон Грекова, несмотря на героическую оборону дома, у командования находится на плохом счету. Генерал Чуйков, который в сериале вообще по сути никакой роли не играет, считает что в доме полностью отсутствует дисциплина. Боевые донесения и рапорты капитан Греков, который кстати не признает своего воинского звания и называет себя управдомом, не составляет, считает их лишними и считает что командование только мешает ему воевать.
Тупые командиры в сериале тоже присутствуют, например генерал, который по идее должен командовать танковым корпусом, но командует им по сути полковник Новиков, генерал же у полковника по сути находится в подчинении. Зачем нужен тут этот генерал, если он вообще ничего из себя не представляет?
Помощь командование гарнизону Грекова никакую вообще не оказывает. Вместо того что бы гарнизону Грекова прислать подкрепление, оружие, боеприпасы, озаботится доставкой раненых из дома, Чуйков в дом номер шесть отправляет комиссара Крымова, для того что бы тот подтянул среди солдат гарнизона дисциплину, а так же в случае чего отстранил капитана Грекова от командования.
Когда же комиссар Крымов приходит в дом, встречают его там очень так неласково, а капитан Греков даже угрожает комиссара пристрелить. С комиссарами в этом сериале вообще беда. В сериале нам показывают трех комиссаров, Крымова, Гетманова и того самого что для майора Березкина искал медицинские банки.
Крымова нам толком даже не раскрывают. Мы знаем что у него с Евгенией Шапошниковой был роман, потом они расстались, что он большевик, участвовал еще в Гражданской войне, потом принимал участие в раскулачивании и коллективизации, а так же что он был знаком с Троцким, на этом в принципе и все. До ареста, эпизоды с Крымовым довольно-таки скучные и неинтересные, он всюду ходит с постной рожей, при этом по сути никакой роли не играет. Да он один раз участвует в бою, когда находится в доме капитана Грекова, но роль его там быстро заканчивается.
Как только комиссара Крымова арестовывают по доносу комиссара Гетманова, начинается лютый треш, который мы уже неоднократно видели в других российских фильмах, например в фильме от НТВ "Служу Советскому Союзу". Во первых. В тюремной карауле, Крымов слышит от конвойного историю, как одного солдата, уличили в самостреле.
Вместо того , что бы самострельщика отправить в штрафную роту, его приговаривают к расстрелу. В итоге труса расстреливают и закапывают землей. Но так как труса, до конца не достреляли, к тому же закопали на сантиметровой глубине, он через некоторое время ожил, откопался и пришел обратно. Вместо того что бы отправить дело на пересмотр и послать лауреата на премию Дарвина в штрафную часть, труса ведут на расстрел.
Во вторых. Когда Крымов попадает в Москву, злобные следователи из НКВД, вместо того что устанавливать оперативным путем его вину,( то есть опрашивать потенциальных свидетелей, заниматься сбором улик и прочими мероприятиями), шьют на комиссара липовое дело как на немецкого шпиона. Для этого они в течении нескольких суток Крымова допрашивают, не дают ему спать, потом жестоко избивают.
Только мы такое уже видели не единожды. А можно как ни будь по другому работу сотрудников НКВД показать? Почему нельзя было показать то как солдаты войск НКВД, воевали в Сталинградской битве? Почему не освятить например хотя бы подвиг солдат и командиров 10-й стрелковой дивизии внутренних войск НКВД?
Первый секретарь Сталинградского обкома партии Алексей Чуянов вспоминал:
«Военная гроза надвинулась на город с такой быстротой, что мы могли реально противопоставить врагу лишь 10-ю дивизию войск НКВД под командованием полковника Сараева». По воспоминаниям самого Александра Сараева, «воины дивизии несли охранную службу на въездах в город, на переправах через Волгу, патрулировали улицы Сталинграда. Много внимания уделялось боевой подготовке. Мы поставили перед собой задачу в короткий срок подготовить бойцов дивизии к ведению боя с сильным, технически оснащенным противником».
Дивизия растянулась на 50 км и заняла оборону вдоль городского обвода укреплений. Первая схватка с врагом произошла 23 августа в северной части города в районе Сталинградского тракторного завода, где путь немцам преградил 282-й стрелковый полк 10-й дивизии НКВД СССР (командир — майор Митрофан Грущенко) при поддержке истребительного отряда сталинградских рабочих, среди которых были участники обороны Царицына. При этом на тракторном заводе продолжали строить танки, которые укомплектовывали экипажами, состоявшими из работников завода, и сразу же отправляли с конвейеров в бой.
Среди героев первых боёв — начальник штаба полка капитан Николай Белов: В ходе организации обороны подразделениями полка был ранен, потерял зрение, но поле боя не покинул, продолжал управлять боевыми действиями полка.
По состоянию на 16 октября в полку, дравшемся к тому времени в окружении, оставалось в строю меньше взвода — всего лишь 27 чекистов.
Самый знаменитый, 272-й стрелковый полк 10-й дивизии НКВД СССР, впоследствии получивший почётное воинское наименование «Волжский», которым командовал майор Григорий Савчук, к 24 августа своими главными силами окопался на рубеже Опытная станция — высота 146,1. 4 сентября большой группе вражеских автоматчиков удалось прорваться к КП полка и взять его в кольцо.
Положение спас поднявший штабных работников в штыки военком полка батальонный комиссар Иван Щербина. Он же в завязавшейся рукопашной лично уничтожил троих немцев, остальные обратились в бегство. Планы гитлеровцев по прорыву в центр города и захвату основной городской переправы через Волгу сорвались.
Почему это не показать? Зачем в каждый российский фильм и сериал надо пихать кровавых упырей из НКВД? Что других не было? Если были, то где они хотя бы в этом сериале? А их тут нет.
Возвращаемся к комиссарам. Теперь уже к комиссару Гетманову. Оооо, это тот еще фрукт. В одном из эпизодов он выпивая водочку, лицемерно так говорит насчет репрессий, дескать много тогда дров наломали. Но при первой же возможности, он узнав от полковника Новикова некоторые факты из биографии комиссара Крымова, пишет на него донос, который и послужил причиной ареста.
Затем, комиссар Гетманов пишет докладную записку на полковника Новикова , в особый отдел, о том что полковник Новиков, командуя танковым корпусом задержал наступление танковых частей на несколько минут. Следствием этого становится то, что полковника Новикова отстраняют от командования, отзывают в Москву а корпус расформировывают.
Это что в этом роль комиссаров в реальности заключалась? В том что бы доносы писать? Массовый героизм солдат на поле боя в первый тяжелейший год войны во многом объясним присутствием рядом с бойцами политработников. Конечно, политработники, как и советские командиры, были разные. И комиссар мог проявить трусость, слабость и малодушие. Однако есть много примеров героического поведения политработников в боях.
25 июня 1941 г. самолет 48-го бомбардировочного авиаполка после выполнения боевого задания возвращался на свой аэродром. Вблизи Изяслава, в районе своего аэродрома, советский самолет был атакован пятью истребителями врага. Приняв неравный бой, наши летчики огнем пулеметов сбили три вражеских истребителя. В ходе боя немцам удалось поджечь советский самолет. Отважный экипаж – заместитель командира эскадрильи по политчасти старший политрук Турин И.А., штурман лейтенант Афоничев Н.К. и воздушный стрелок-радист сержант Деревяненко – горящим самолетом таранил четвертый истребитель врага. Немецкий самолет рухнул на землю. Советские летчики погибли.
К примеру, руководили обороной Брестской крепости капитан Зубачев И.Н., замполит полковой комиссар Фомин Е.М. и начальник штаба старший лейтенант Семененко А.И. Комиссара Фомина всегда видели там, где было опасней. Он водил бойцов в атаки, подбадривал раненных, заботился о красноармейцах, старался поднять боевой дух бойцов. Комиссара Фомина фашисты расстреляли в крепости у Холмских ворот.
Конечно, что на комиссарские должности, что и на генеральские, люди попадали разные: кто-то шёл защитить Родину, а кто-то старался получше устроиться. Кто-то прятался в тылу, а кто-то водил солдат в атаки – всё точно так, как и у остальных офицеров РККА. Ни каких особых привилегий комиссарская должность не давала. С точки зрения своей доходности она ничем не отличается от командирской – такой же оклад, такая же пенсия, такие же льготы и форма, пайки и уважение общества.
Но почему нам раз за разом, чуть ли не во всех российских фильмах и сериалах, показывают комиссаров и политработников исключительно в негативном ключе? Ведь были и другие комиссары, так где они в российских фильмах? Почему нам только и делают что показывают как советские генералы, комиссары и политработники только и делают что мешают воевать?
По словам комментатора, в сериале показано, что люди привыкли к войне, к смерти вокруг, для них это каждодневный труд, и нет отчаяния в глазах. Дескать нам показали веру в Победу ,несмотря на то что фашист к Волге прет, а они все равно несломленные, стоят на смерть. И дескать это все показали в сериале. И тут он тоже промахнулся, ничего этого в сериале нет. Отчаяние в глазах имеется у капитана Грекова и его гарнизона, когда они понимают что живыми из этого дома они не уйдут и помощи им не будет.
Поэтому капитан Греков отправил из дома Анатолия с Катей, может им повезет и они выживут, но не повезло, они оба погибли. Кроме обороны дома номер шесть, нам из Сталинградской эпопее практически больше ничего не показывали. Как только дом капитана Грекова со всем гарнизоном был уничтожен, все боевые действия сошли на нет.
И нам начали демонстрировать скучную жизнь профессора Штрума, как он из Казани перебирается в Москву, конфликт с дирекцией института по поводу притеснения евреев. Потом как профессора начали в институте топить, вплоть до исключения его из института. А так же нам показали как профессор крутит роман с Анной Михалковой. Раз заговорил о профессоре Штруме, помните как после звонка Сталина, все перед профессором начали стелиться ковриком, даже те кто ему руку стеснялся подать? Помните там был один эпизод с неким письмом, которое профессор отказался подписывать, но все таки подписал? Ну так вот есть там в этом эпизоде один диалог, приведу его полностью.
.«- Так вот, - сказал Шишаков, - за границей, главным образом в Англии, поднята подлая кампания. Мы несем на себе главную тяжесть войны, а английские ученые, вместо того чтобы требовать скорейшего открытия второго фронта, открыли более чем странную кампанию, разжигают враждебные настроения к нашему государству. (…) Кампания клеветническая, - сказал Шишаков. - Опубликован список якобы расстрелянных у нас ученых и писателей, говорится о каких-то фантастических количествах репрессированных за политические преступления. С непонятной, я бы даже сказал, подозрительной горячностью они опровергают установленные следствием и судом преступления врачей Плетнева и Левина, убивших Алексея Максимовича Горького. Все это публикуется в газете, близкой к правительственным кругам.
- Да-да-да, - трижды сказал Штрум, - что же еще?
- В основном вот это. Пишут о генетике Четверикове, создали комитет его защиты.
- Дорогой Алексей Алексеевич, - сказал Штрум, - но ведь Четвериков действительно арестован.
Шишаков пожал плечами.
- Как известно, Виктор Павлович, я не имею отношения к работе органов безопасности. Но если он действительно арестован, то, очевидно, за совершенные им преступления. Нас с вами ведь не арестовывают. Виктор Павлович, сие безобразие перекочевало в Америку и было опубликовано на страницах Нью-Йорк таймс'а, естественно, вызвав чувство возмущения среди советской интеллигенции…»
Так вот, тут есть искажение реальных фактов. Об аресте генетика Четверикова писатель Гроссман упоминает в романе несколько раз, но на самом деле к Войне это не имеет никакого отношения. Выдающийся генетик Сергей Сергеевич Четвериков действительно был арестован… в 1929 году и отправлен в ссылку.
А после ссылки с 1 августа 1935 года Сергей Сергеевич был зачислен в Горьковский государственный университет на на должность профессора, заведующего кафедрой генетики. Там он и работал последующие 13 лет без всяких арестов. За научные исследования по шелкопряду в 1944 году Четвериков был награждён орденом «Знак Почета»…
Возможно, во время войны в Москве ходили какие-то слухи об аресте Четверикова, ведь сам Гроссман пишет:
"Через несколько дней был арестован видный ботаник, генетик Четвериков. О причине его ареста ходили разные слухи; одни говорили, что он оказался шпионом, другие, что во время своих поездок за границу он встречался с русскими эмигрантами, третьи, что его жена, немка, переписывалась до войны с сестрой, живущей в Берлине, четвертые говорили, что он пытался ввести негодные сорта пшеницы, чтобы вызвать мор и неурожай, пятые связывали его арест со сказанной им фразой о персте указующем, шестые - с политическим анекдотом, который он рассказал товарищу детства…"
Однако профессор Четвериков умер в 1959 году, а Гроссман закончил роман в 1960 году. При желании были и время и возможность «уточнить информацию»… Но Гроссману это было не нужно. Он ведь знал, что не было в военные годы «возмущения советской интеллигенции» по поводу публикаций «на страницах _Нью-Йорк таймс'а».
Как бы сложно не складывались отношения СССР с западными союзниками, но с обеих сторон до того, что выдумал Гроссман, тогда дело не доходило. А вот во время Холодной войны, похожее было с подачи того же Солженицына и того же Гроссмана, чей роман был издан за рубежом.
Ну еще скажу несколько слов про сам роман. Пожалуй, главная причина запрета романа. В «Жизни и судьбе» это параллели между Советским Союзом и фашистской Германией. По роману есть два антагонистических режима, нацистский и большевистский, которые уподоблены друг другу.
Эти параллели не просто намечены пунктиром — Гроссман настаивает на сходстве двух систем.
Наиболее четко и развернуто эта идея выражена в 15-й главе второй части романа. Твердокаменный, непоколебимый в своей вере большевик Мостовской находится в немецком лагере. Среди ночи его будят и ведут к коменданту — Лиссу. Мостовской ожидает пыток и издевательств, однако Лисс исключительно учтив:
«Мы наносим удар по вашей армии, но мы бьем себя. Наши танки прорвали не только вашу границу, но и нашу, гусеницы наших танков давят немецкий национал-социализм. Ужасно, какое-то самоубийство во сне. Это может трагически кончиться для нас. Понимаете? Если мы победим! Мы, победители, останемся без вас, одни против чужого мира, который нас ненавидит».
Мостовской отказывается отвечать Лиссу, но в душе сомневается — эсэсовец в чем-то прав. Позже, в изоляторе, он размышляет:
«Если б я верил в Бога, то решил бы, что этот страшный собеседник мне послан в наказание за мои сомнения».
Как нетрудно заметить, сцены из немецкого лагеря в сериале полностью отсутствуют. Зато ужасы тоталитарного советского Мордора нам в сериале показывают на примере того же комиссара Крымова, которого арестовывают, допрашивают, избивают а потом отправляют в Лагеря.
Настоящими героями «Жизни и судьбы» стали простые бойцы и командиры — как правило, не выше полковника. Наоборот, высшее офицерство часто представлено с нескрываемой антипатией, причем как вымышленные герои, так и реальные люди. Особенно усердно Гроссман поливает помоями маршала Василия Ивановича Чуйкова — командующего 62-й армией, отличившейся при обороне Сталинграда.
«Нужно ли продолжать рассказ о сталинградских генералах после того, как завершилась оборона? Нужно ли рассказывать о жалких страстях, охвативших некоторых руководителей сталинградской обороны? О том, как беспрерывно пили и беспрерывно ругались по поводу неразделенной славы. О том, как пьяный Чуйков бросился на Родимцева и хотел задушить его потому лишь, что на митинге в честь сталинградской победы Никита Хрущев обнял и расцеловал Родимцева и не поглядел на рядом стоявшего Чуйкова.
Нужно ли рассказывать о том, что первая поездка со святой малой земли Сталинграда на большую землю была совершена Чуйковым и его штабом на празднование двадцатилетия ВЧК-ОГПУ. О том, как утром после этого празднества Чуйков и его соратники едва все не утонули мертвецки пьяными в волжских полыньях и были вытащены бойцами из воды. Нужно ли рассказывать о матерщине, упреках, подозрениях, зависти».
Вот так вот по версии Гроссмана, Чуйков командовал обороной города. В сериале кстати этого нет, роль самого Чуйкова вообще сведена до минимума, да так что эпизоды где в кадре появляется Чуйков кажутся лишними. Хотя это и понятно, во многом сериал был снят по мотивам романа. Сценарист Эдуард Володарский, многое из романа убрал, но при этом также многое добавил сам.
В «Жизни и судьбе» есть несколько убежденных партийцев, которым отведено важное место в идейной структуре романа. Однако все они в итоге или терпят идеологическое поражение (в лучшем случае), или оказываются наказаны собственной властью — как комиссар Крымов оказываясь в лагере. Вообще в романе негативных моментов, описывающих Советский Союз как этакую империю зла, было гораздо больше, так что хоть некоторые моменты из книги в сериал не перекочевали, то кое какие все таки остались. Судьба у комиссара Крымова такая же как и в романе.
Если же более подробно весь роман разбирать, то антисоветчины можно там нарыть гораздо больше, материала думаю хватило бы еще не на одну статью. Но мне если честно этим заниматься не очень то хочется, с меня хватило одного этого сериала, что бы еще и в романе копаться.
Если же оценивать сериал с художественной точки зрения, то он очень скучный и нудный. Многие эпизоды из сериала выкинуть, ничего бы не поменялось, зрители думаю этого даже не заметили бы. Актеры во многих эпизодах играют отвратительно, тут отметилась жена режиссера, Маковецкий, Балуев и много кто еще.
На этом все, спасибо за внимание , до новых встреч.
#Российское кино #кино и немцы #кинообзор