Все, что я напишу дальше, рассчитано не только на педагогических работников, но и на методистов или заместителей директора по методической и (или) учебной работе. По большому счету, данная категория администраторов, подчас, заинтересована в аттестации больше самих педагогов. Это их работа, а значит, хлеб! Вопрос пресловутой статистики и иронично-логичный вопрос директора о том, почему учителя не хотят проходить аттестацию? – буквально перечеркивает весь труд администратора.
Задача администратора не просто заинтересовать педагога, убедить в значимости этой процедуры, а помочь учителю пройти ее. Сложнее всего работать со стажистами, а, значит, нужно начать с молодых учителей. Взять их «под крыло», готовить морально и документационно к этому процессу. Данный процесс удобнее всего совместить с работой над темой самообразования.
Важными моментами работы методиста являются следующие:
- Помочь выбрать тему самообразования;
- Разработать план работы над темой;
- Разработать план мероприятий в рамках темы (выступления, открыты уроки, курсы, конкурсы);
- Внести доклады педагога в годовой план выступления на методических и педагогических советах;
- Освещать на сайте образовательного учреждения работу педагога (в новостном разделе, в разделах методической, учебно-воспитательной работы, например, протоколы заседаний, отчеты о проведенных мероприятиях);
- Создавать условия и возможности для трансляции опыта педагога на муниципальном, областном, региональном и всероссийском уровнях;
- Создавать условия для участия в различных конкурсах, как для самого педагога, так и для его учеников;
- Создавать условия для курсовой подготовки педагога.
Работа над темой самообразования существенно упрощает процесс аттестации в будущем. Правильная (не ради формальностей и отчетов) работа над темой самообразования создает основу для предстоящей аттестации, с учетом особенностей этого направления педагогической деятельности, можно вполне реально составить личный план подготовки к данной процедуры.
Что сделать педагогу, для достижения данной цели:
1. Попросить администратора сайта образовательного учреждения создать папку для ваших достижений, в ней следует регулярно размещать всевозможные сертификаты, удостоверения о повышении квалификации и иные наградные документы, подтверждающие вашу педагогическую активность;
2. Освещать на сайте образовательного учреждения свою деятельность – это могут быть обзоры проведенных вами уроков, предметных недель и мероприятий, конкурсов, а также достижения учеников;
3. Важным моментом является формирование методического портфолио – это публикации своих разработок на сторонних ресурсах, таких, как «Образовательные ресурсы.рф», «Знанио», «1сентября» и любые другие сервисы;
4. Очень важны грамоты и благодарности, сертификаты участника, а значит, нужно принимать активное участие в различных конкурсах;
5. Стремиться получить рецензии на свои разработки и проекты.
Тема самообразования при подготовке к аттестации дает возможность придерживаться единой концепции работы.