После объявления об уходе в отставку Бориса Джонсона правящей в Великобритании Консервативной партии придется выбирать себе нового лидера, которому предстоит стать будущим премьер-министром Соединенного Королевства. На роль нового руководителя тори, а соответственно, и британского правительства могут претендовать различные политики. Рассмотрим их кандидатуры.
Риши Сунак
Ушедший в знак протеста против политики Бориса Джонсон 42-летний канцлер Казначейства (фактически глава Минфина) с индийскими корнями рассматривался многими депутатами-консерваторами как лидер в гонке среди возможных преемников Джонсона.
Проведенный в январе эксклюзивный опрос канала Sky News показал, что почти половина членов партии тори считает, что Риши Сунак станет лучшим лидером и сможет получить больше мест на следующих выборах, чем Джонсон. Но народная любовь – штука нестабильная. После того, как Сунак сделал ряд политических шагов (таких как увеличение взносов в систему национального страхования), которые не понравились депутатам-консерваторам, его популярность резко упала.
Кроме того, он оказался замазан в скандале «Патигейт». Не прибавило ему популярности и то, что его жена, мультимиллионерша Ахшата Мурти не платит, как выяснилось, британские налоги со своего значительного международного дохода. Правда, на фоне вспыхнувшего возмущения женщина подтвердила, что будет это делать.
С другой стороны, Сунак во время пандемии коронавируса взял на себя видную роль в ответных действиях правительства на разгул COVID-19, объявив о ряде мер по поддержке работников и предприятий.
Лиз Трасс
Министра иностранных дел Британии Лиз Трасс уже давно рассматривали как потенциальную преемницу Джонсона, и, согласно опросам, она пользуется популярностью среди членов Консервативной партии.
Лиз Трасс является депутатом парламента с 2010 года и с тех пор начала уверенно подниматься по министерской лестнице. Оказалось, что она дольше всех своих коллег по правительству постоянно работает членом кабинета министров, занимая разные должности при Дэвиде Кэмероне, Терезе Мэй и Борисе Джонсоне.
В СМИ ее называют «новой железной леди», и глава Форин-офиса с удовольствием подыгрывает этому образу. Например, в ситуации с украинским кризисом и в противостоянии с Россией.
Джереми Хант
Нынешний председатель Специального комитета по здравоохранению и социальной помощи Джереми Хант в 2019 году был соперником Бориса Джонсона во втором туре последних выборов лидера консерваторов. Победивший Джонсон – к удивлению многих – не стал играть в благородство и уволил Ханта с поста министра иностранных дел. Сейчас эта история может сыграть ему на руку – его сторонники считают, что его сильная сторона как кандидата на роль нового партийного лидера будет заключаться в том, что он не входил в состав кабинета Джонсона.
Саджид Джавид
Саджид Джавид занимал почти все руководящие должности в кабинете министров: совсем недавно, до скандальной отставки на этой неделе, он был министром здравоохранения, а ранее занимал должности канцлера, министра внутренних дел, министра жилищного строительства, коммерческого секретаря и министра культуры.
52-летний сын пакистанского иммигранта-водителя автобуса демонстрирует пример «self-made man», который стал высокопоставленным инвестиционным банкиром, а затем топовым политиком.
Прити Пател
Некоторое время 50-летняя Прити Пател, родившаяся в семье индийских мигрантов из Уганды, считалась любимицей широких масс консерваторов. Она была основным сторонником заявки Бориса Джонсона на пост лидера в 2019 году, за что была вознаграждена назначением на пост министра внутренних дел.
Но в роли главы МВД Прити Пател столкнулась с резкой критикой – в частности, за ее политику в отношении нелегальных мигрантов, пересекающих на утлых суденышках Ла-Манш. В частности, именно ей приписывается авторство знаменитой схемы по отправке ищущих в Британии убежища иммигрантов в Руанду на «передержку».
С другой стороны, ее популярность среди правого крыла парламентской партии означает, что ее кандидатуру не следует сбрасывать со счетов.
Бен Уоллес
Министр обороны Бен Уоллес поднялся в рейтинге популярности среди членов партии за последние месяцы на фоне украинского кризиса. Его роль в организации эвакуации беженцев и британских граждан из Афганистана также получила высокую оценку. Считающийся давним союзником Бориса Джонсона, он заявлял, что «не заинтересован» в руководстве и считает привилегией находиться на той должности, которую он занимает в настоящее время.
Доминик Рааб
Вице-премьер и министр юстиции Доминик Рааб исполнял обязанности премьер-министра, когда Борис Джонсон заболел COVID весной 2020 года. Хотя его весомые должности могут обеспечить ему хорошие стартовые позиции при выборе нового лидера тори, его попытка получить этот пост в 2019 году не увенчалась успехом, и многие сомневаются, что и на этот раз он сможет заручиться достаточной поддержкой депутатов-консерваторов.
Майкл Гоув
Уволенный Борисом Джонсоном 6 июля за критику в адрес премьера с должности министра ЖКХ, общин и местного самоуправления 54-летний Майкл Гоув считается одним из самых опытных кандидатов, если бы он решил баллотироваться на пост лидера консерваторов. В его пользу говорит большой опыт работы в правительстве, а также конфликты с Джонсоном.
Том Тугендхат
Не считающийся фаворитом Том Тугендхат, нынешний председатель Специального комитета по иностранным делам, готов попробовать свои силы в борьбе за лидерство среди консерваторов после ухода Джонсона.
Бывший военнослужащий резко критиковал действия британского правительства по урегулированию афганского кризиса. Тугендхат заявлял, что для него будет «огромной привилегией» стать премьер-министром (эту работу он как-то сравнил с выигрышем в лотерею).
Несмотря на отсутствие министерского опыта, имя Тугендхата все чаще всплывает в качестве подходящего кандидата на роль следующего лидера Консервативной партии.
Надхим Захави
Нанесший последний удар по Джонсону через 36 часов после своего назначения на должность главы Минфина Надхим Захави – тоже мог бы претендовать га роль лидера тори. После того, как он отработал на различных младших министерских должностях, его успех на посту министра вакцин привел к тому, что его повысили до министра образования. А на этой неделе он сменил Риши Сунака на посту канцлера, однако призвал Джонсона уйти в отставку.
Читайте также: "Собравшийся в отставку Борис Джонсон задумал хитрую комбинацию"
Автор: Андрей Яшлавский