Всем лимонов!
Забегая вперед скажу, что я вернулся из потрясающего одиночного путешествия по северной части Ладожского озера. Ниже опишу маршрут и места, которые нашел и посчитал интересными.
Достала меня семья. Вот вообще, мочи моей нет :) Взял да и отправился в одиночку путешествовать по моему самому любимому региону — Карелии. Загрузил всё что посчитал нужным в багажник: еды, воды. одежды, лебедку, якорь, спальный мешок, посуду, горiлку горелку, инструменты, желание ехать и карту маршрута.
Ехать решил по часовой стрелке по трассе А-121 "Сортавала". Точки выбирались преимущественно ближе к воде. Несомненно, каждый камень в Карелии достоин того, чтобы о нём написать целый пост, но тогда мне не хватит ни времени, ни места на SD картах дрона и фотоаппарата. Поэтому просто поехал по Ладожским Шхерам.
Шхе́ры (швед. skär, др.-сканд. sker — скала в море) — архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов, разделённых узкими проливами и покрывающих значительную часть прибрежной морской полосы, окаймляя берега шхерного и фьордового типа[1]. Каждый из таких островков в отдельности называется «шхе́ра».
Ла́дожские шхе́ры — национальный парк в Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском районах Республики Карелия на северном и северо-западном побережье Ладожского озера, созданный для сохранения уникальных природных комплексов озёрных шхер. Общая площадь составляет 122008,3 га (в том числе 52854,3 га акватории)[4].
Мы будем называть Ладожскими шхерами весь тот зоопарк островов от Приозерска до Питкяранты :)
Итак, поехали.
Ну как поехали. 3 раза возвращался домой, потому что что-то забыл. И всё равно поехал недоукомплектованным :(
3 раза не смог уехать на лифте. То перегруз, то бабушка с велосипедом, то семья с 2 колясками. В общем, психанул и пошел пешком.
Трасса тоже намекала что не стоит рыпаться. На А-121 от КАДа и почти до съезда на Агалатово пробка. Чё ползли — непонятно. Но ползли.
Преодолев все невзгоды я выехал в плотном потоке на трассу. Вроде даже всё хорошо. В колонках хорошая музыка, OSMAnd показывает маршрут. Первый съезд. Поселок у станции Громово. Я рассчитывал на дождливую и облачную погоду. Пока что всё шло по плану. Дождик мерно капал по кузову машины, создавая особую музыку. Музыку приятного путешествия.
Что там? Да ничего особенного. Просто если углубиться дальше, есть место, отмеченное на карте как "Долина. Место с хорошим видом." Место и правда красивое. Зеленое поле, освещаемое солнышком. Пасущиеся коровы. Легкий ветер, облака и полная безмятежность. Дождь, кстати, закончился, оставив на небе облака. Не то чтобы достопримечательность, но очень красиво.
Местное население
Нива на ниве
Далее я снова выехал на трассу и продвигался дальше к северу. Следующая серия точек уже предполагала продолжительный съезд с трассы. Через поселок Плодовое, по дороге в сторону Ладоги остановился у метки "древние развалины". Навигатор сразу повел по лесам. Я удивился, потому что по карте была дорога прям к этим самым развалинам без крюков. Как оказалось, навигатор знает лучше меня. Весь лес перекопан траншеями. То ли от любителей на машинах, то ли т прыгающих зайцев. В любом случае, Нива достаточно компактная чтобы протискиваться меж деревьев.
Пролезая на мягких лапах по мокрому от дождя мху я доехал до этих самых развалин. Ну, остался разочарован. Остов кирпичного дома, весь в граффити. Люблю заброшки, но эта — унылая.
Пока обходил местность вокруг встретил тетушку. Спросил не грибы ли она ищет. "нет, деньги" грубо ответила она. Честно, я просто посоветовал ей что у развалин много грибов, на что получил еще более грубый ответ в стиле "там змеи и грибы ядовитые. не пойду". Само собой, ненормативную лексику вырезал. С одной стороны я хотел просто дать совет, с другой стороны полез к кому не надо. Сам виноват, в общем.
Выбравшись тем же путем обратно, поехал дальше. Совсем недалеко, за Заостровьем асфальт выдал ошибку 404. Ну, то есть, он просто пропал.
Я люблю грунтовки. Ощущение что ты не просто едешь, а едешь с приключениями в дикие места. Дорога стремительно шла к озеру. В один момент стала идти буквально параллельно и через стену деревьев было даже чуть-чуть видно водную гладь. На карте метка "Маяк". Дорога к маяку закрыта, что обыденно. Запуская дрона и… не вижу маяка. Облетел округу, ну никак его не нашел :( То ли разобрали, то ли он очень маленький.
Видишь маяк? Нет. А он есть.
Расстраиваться не стал. Это только начало. Далее возле деревни Моторное есть съезд в лес. Вот прям совсем в лес. Даже с намеком на бездор. А съезд этот вел к батарее Мустаниеми. По приезду услышал стрельбу. То развлекались охотники. Мелькнула мысль, что если меня застрелят, то никто и не найдет… Встал чуть поодаль от них. От самого укрепления остался только бетонный бункер.
бетонный бункер Батареи Мустаниеми
Сверху это всё добро и вовсе не видно. Но удалось насладиться скалистым берегом Ладоги.
бухта Мусталахти
Дальнейший маршрут снова возвращал меня на А-121 через уже упомянутое Моторное и Снетково. В Ларионово снова начался асфальт.
Чуть чуть проехав до Приозерска снова свернул направо. Город стоит на реке Вуокса. Она, фактически, соединяет озеро Вуокса с Ладогой. Отмеченная достопримечательность "Бараньи Лбы на Вуоксе". Скалистая набережная реки. Выглядит, конечно, монументально и потрясающе. Как скалы, так и сама река.
Около места стоит брошенка-восьмерка. Почти комплектная.
Красивое место. И, видимо, пользуется определенной популярностью. Встретил пару, что тоже любовалась скалами.
А еще я обнаружил что моему дрону не нужен чехол и рюкзак под него. Он прекрасно помещается в карман. А пульт в другой. Карманный он, в общем.
Карманный Кроссовок
Ну а дальше… А дальше Карелия.
Пересечение границы как всегда сопроводилось остановкой пограничной службы. Что они хотели найти в ниве на 12 регионе непонятно, но документики посмотрели.
Почти сразу за границей свернул на Асилан к одноименной горе. Никак среди деревьев не нашел ту самую гору. Почти незаметный холмик даже внимания не стоит. Взбираться, может и интересно, но смотреть не очень. Зато река Асиланйоки уже интереснее. Скалистый берег и бурное течение.
Асиланйоки
Снова на трассу до следующего съезда.
Тупиковый съезд до Хийтольских скал. Монументальные отвесные скалы для любителей скалолазанья. Снизу дух захватывает. Сверху, в общем-то тоже.
Ну что же. Вот мы и добрались до южной границы Ладожских Шхер. И первый остров на нашем пути это остров Кильпола.
Через поселок Тиурула въезжаем на остров.
Мост до Кильполы. Вид с острова
И что мы видим? Заборы, стены, "платная стоянка" "гостевой дом" "экстремальный туризм" и т.д. Мда. Развитие туризма это, конечно, хорошо, но платить за подъезд к воде как-то не хочется. Поехал вглубь острова. Даже в, казалось бы. диких местах все дороги перекрыты, а поля перекопаны (чтоб не объезжали шлагбаумы)
Везде идет стройка гостевых домов. И всюду ездят КАМАЗы. а так как дороги тут очень узкие и насыпные (с обрывами по бокам) деваться особо некуда.
Времени уже было около 5 вечера и хотелось кушать. До следующего острова ехать еще, так что я поставил себе цель всё таки найти место для стоянки. И ведь нашел! Причем такое, что на картах OSM и Яндекса даже не отмечено! Да и сама колея — лишь чуть чуть примятая трава. Место это прям мини-локация, скопированная во многие места: опушка, одинокая сосна и скала. Жаль что без прямого выхода к воде. Но с видом на залив Сукмылахти.
Там то я и сделал себе привал. Распаковал новую плиту взамен старой черной "полноразмерной". Скажу так. Я для Нивы ищу максимально компактные решения. потому что багажник не бесконечен. И вот такая маленькая плитка работает не хуже большой, а помещается буквально в карман.
Пока обедоужин готовился, полетал по округе. Не лимон весть какие красоты, но тоже ниче так. Главное что тихо, спокойно и нет людей в радиусе пары километров. Из живых созданий в компании косяк уточен и паук Аркадий.
И вот, обедоужин готов. Картошечка, салатик и чаёк.
Просто и со вкусом. Ну как со вкусом… со ВКУСОМ. Я люблю жареную картошечку, но тут она прям таки вышла изумительно. Всё таки еда на природе даёт +45% к вкусу и +50% к атмосфере. Спокойно покушав, помыл посуду и упаковал всё в компактный набор. Тут стоит снова упомянуть набор посуды, который я кратко описывал здесь . Он действительно мега-компактный и очень хороший. Моется легко. Но есть и минус. Пластиковыми ножами особо ничего не порежешь. Приходится таки таскать отдельно. Возможно, можно будет приколхоpить металлические ножи, но это уже отдельная тема.
Вдохнув еще раз вечернего воздуха я погрузил свою тушку в Нивку и поехал дальше тем же путем что и приехал сюда. А что делать? Дорог по острову очень мало.
Острову Кильпола не зачет. Слишком всё огорожено о простых путешественников :(
Не доезжая до поселка Куркиёки есть точка "остатки мельницы и порог". Ну, что мы видим? Остатков мельницы уже не осталось, зато порожек на реке никуда не делся. Симпатично, но дух уже не захватывает. Микроводопалики на р. Тосна и то веселее.
дальнейшая дорога пролегала через уже упомянутый поселок Куркиёки где ВНЕЗАПНО был асафльт. Сразу за посёлком он пропал, но было забавно.
По дороге случайно увидел метку "Вощаные камни". Остановился. Мило. Бёрб нарисован на куске скалы. Глубже меж деревьев были еще камни. Относятся они к Вощаным или нет — не скажу. Скорее да, чем нет.
Окей. Никуда не сворачивая едем дальше. Остров Койонсаари. И дык. Он еще более закрытый чем предыдущий. Ну, то есть на машине туда вообще нельзя. Пока читал запреты услышал как мужик не мог запустить мотоцикл. Предложил помощи прикурить. Тот отказался, ссылаясь на то что у него есть пусковик. Ну ладно. Я предложил. Пожелали друг другу удачи, я бросил фотик и дрона в рюкзак и пошел в пешую прогулку по острову.
Уже порядком так смеркалось. Залез по скалам на место с хорошим видом на высоту в 30 метров над уровнем моря. Вид, надо признать, и правда красивый. На песчаный берег с выходом в Ладогу.
Но помимо вида сами скалы тоже здоровские. Скакать по ним как баран забавно. За одним исключением — я таки при одном из прыжков сильно подвернул ногу. Людей нет совсем. Провалялся минут 5, поорал, и, хромая, пошел дальше.
Добравшись до машины услышал уже знакомые звуки дохло крутящего стартера мотоцикла. Мужик всё никак не мог уехать. Предложил еще раз помощь. На этот раз согласился :D Прикурил, пожелал удачи, уехал. Я молодец, я сделал доброе дело.
7 вечера. Окончательно стемнело. А я хотел добраться до Сортавалы. Но спать еще рано. Поехал по темноте.
Следующая остановка — старый посёлок Терваярви. До нового-то посёлка дорога из разряда "нахера я сюда поехал", а за мостом через болото и вовсе стала непролазной (ночью всё кажется страшнее). Даже имея лебедку в багажнике я не осмелился соваться. Не та категория достопримечательностей чтоб рисковать на ночь глядя.
Разворот в очень узком пространстве (передаю спасибо камере заднего вида), снова мост над болотом и выезжаем на грунтовый хайвей.
При проезде в сторону Лумиваары есть гора Роккапата. Не нашел. Скорее всего, как и Асилан, она скрыта в деревьях.
Выехал к Лахденпохье. Появился интернет. Смог отчитаться родным о том где я и что я, а еще полистать инстаграм, выложить сториз.
На границе города есть еще одна гора — Змеиная. Тут уже поинтереснее. На берегу бухты отвесная скала, которую уж точно не пропустишь. Жаль я запорол фотки. Они оказались не в фокусе.
На обратном пути до Лахденпохьи (о лимоны. надеюсь, это можно склонять) встретил каток, который грунтовку ровнял. Фигово ровнял. Нива скакать стала еще активнее.
Выехал на трассу и поехал до самой Сортавалы. На карте у меня не было точек. Конечно, заезд на каждый остров должен быть красивым, но надо и место для ночлега искать. Остановиться я решил на уже облюбованном острове Риеккалансаари (я даже могу выговорить это название без запинок, а я, между прочим, заикаюсь) в поселке Ламберг. Но вот незадача. И тут на дорогу бросили бетонные блоки и накопали траншеи. Печалька. Пришлось и тут двигать вглубь острова. По пути, в кромешной тьме увидел свет фонарика. Подъезжаю — машут руками. Две девушки тормознули мою ниву и попросили их подбросить до палаточного лагеря. Ну, кажется. место для ночлега найдено. Усадил попутчиц и поехали. Сзади состоялся диалог:
-Но там же дороги нет. Как мы доедем?
-Это Нива. Она везде проедет.
(вот прямо сразу в цитатник и на машину в виде наклейки)
Мое очко сжалось. Я так себе оффроудник, да еще и на стоковом кроссовере. Но мужская гордость не позволила не то что высадить гостей, но и полностью отключила такие функции как "выйти на разведку" и "поискать объезд". Просто 3000-4000 оборотов на первой передаче и только успевай искать где коричневая жижа, а где трава с непонятным дном. Скажу честно, мозги уже отключились до степени "ААААА ЧТО ПРОИСХОДИТ?! ПОЧЕМУ ОНО ЕДЕТ?! КАК ОНО ЕДЕТ?! КУДА ОНО ЕДЕТ?!" Так и доехали до лагеря. В общем, я остался доволен. Нива не застряла, хотя я бы в такое сам не полез. Из колеи вылезает, в грязи не тонет. Попутчицы остались довольны. Угостили чаем. Покушал, разложился и лег спать.
Итак, проснулись, потянулись. Должен сказать, что это была одна из лучших ночей в моей жизни. Как минимум, не получил пяткой в нос вместо будильника. А спать наискосок — удобно. Если убрать мой ящик со шмурдяком, поместится еще 1.5 человека (моё ОПГ). Проснулся около 8 утра. Стекла в машине, само собой, запотели. Спальный мешок держал тепло на все 146%. А высунуть нос — холодно. Но я себя пересилил и вылез на свет лимонный.
Пришло время осмотреться, где же я все таки остановился. Сначала понял что вся нижняя часть машину в уже засохшем торфе. Притом, грязюка была везде: меж спиц дисков, между колесом и брызговиком, свисала с порогов, забилась меж двигателем и защитой(об этом отдельно попозже). Короче, прокатился хорошо.
Далее взгляд пошел по округе. Лагерь — несколько палаток и строящиеся дома. Да вашу ж… залез в самую глубь острова, и даже тут строят гостевые дома для туристов. Но, пока не построили. Значит, всё хорошо. Еще из минусов стоит отметить отсутствие подхода к воде. Там всё заросло камышом.
На другом берегу есть гора Риуттавуори. 4.2 на Яндексе, между прочим :D Я взбираться на гору не стал, а просто сфотографировал её из своего текущего местоположения. Выглядит монументально даже издали.
Моих ночных спутниц в лагере не было. Сказали что они ушли обратно пешком в свой гостевой дом. Зачем было приезжать сюда ночью — непонятно. Но оно меня и не волнует особо. Надо так надо.
Приготовил себе чаек. Поскольку тут везде какая-никакая трава, чтобы не поджечь чего лишнего взял канистру из под бензина. Полгода как пустую, кстати. Надо вообще столиком обзавестись, а то че как дикарь.
Покушал, собрался, поехал тем ;е путем что и сюда.
Скажем так. Даже днем это выглядит для меня страшновато. Я всё таки далек от оффроудной темы.
Тем не менее, Нива как и ночью взяла да проехала. Попал в колею — взяла да вылезла. Салливан на этом километре бы застряла раза 3, разматывая лебедку. Кстати о ней. Купил я тут себе на всякий случай ручную лебедку, но из-за своих же опасений так ни разу и не застрял. Но только для вас по секрету — я таки лебедился.
Лебедка работает. машину тащит. Рычаг ходит легко. В общем если спросят — Я лебедился, а значит путешествие удалось. Вот.
Шутка такая среди джиперов есть "Пошел за хлебом. Два раза лебедился"
Вернувшись в поселок Ламберг, я еще раз убедился что путь к моей любимой сосне с камнем закрыт. И правда закрыт. Объехать не объехать. Злой дядька "разъездились тут" тоже в наличии.
На выезде с острова, уже в Сортавале появился интернет. Можно было сказать всем доброе утро.
Тряска по грейдеру, конечно, большую часть грязь скинула, но общий цвет "вездеперный" остался.
Так же в Сортавале увидел двухэтажный поезд. Не придумал никакой причины почему я не должен показывать его вам. Так что вот.
Дальнейшая дорога шла по А-121. Плавно огибая Ладогу по левому берегу, приближаемся к Хийденсельге. В буквальном переводе на русский Хийденсельга означает «плёс (открытое море) водяного/лешего».
Вид с посёлка на Шхеры
Основной достопримечательностью посёлка является гора Хийденвуори высотой 111 метров. Сделал фото с высоты 250 метров.
В горе есть пещера, которую финны использовали как оборонительное укрепление. А вершина горы — излюбленное место для скалолазов.
Сам посёлок стоит на реке Янисйоки, что впадает в Ладогу. Сверху это выглядит так.
Видно, что основная часть посёлка, как и гора расположены на правом берегу реки.
Туристов здесь не сильно жалуют. Все подходы\подъезды к озеру перекрыты, а те что выглядят открытыми увешаны знаками о частных территориях и злых собаках. Пришлось очень аккуратно пробраться к одному из мест.
На обратном пути из поселка увидел как пара на кашкае собирается покорять гору :)
Буквально недалеко от Хийденсельги есть посёлок Ляскеля, в который и входит ранее упомянутый посёлок. Интересность с Ляскеле одна: ГЭС. Стоит на всё той же реке Янисйоки. Имеется шлюз и водосброс. Здание старое, из красного кирпича. Много туристов.
Далее, прямо за поворотом на Импилахти есть мост над железной дорогой. "Фишкой" этого места является то что мост идет вровень с остальной дорогой. А вот Железнодорожные пути идут внизу. В скальной выемке. Где-то вдали слышался гудок поезда. Увы, я его не дождался.
Дальше по дороге проезжаю сам поселок. За Железнодорожным переездом увидел красиво огненно-желтое дерево. Стоит того чтобы сфотографировать и показать!
Еду через посёлок Леппясилта. Буквально за ним ловко так съезжаю в лес. Поначалу умеренно широкая дорога идет до деревни Сюскюя. Думал про себя "если будет встречка, фиг разъедемся". Дважды встречка была. И если с сандеро было проще — он сдал назад до условного "кармашка", то с рекстоном и деликой мы столкнулись совсем в чаще. оба буквально таранили кустарники чтоб разъехаться. Далее дорога стала еще уже. Тут придется кому-то сдавать назад очень долго и далеко.
Доехал до развилки. Дороги уходят строго: слева вниз, а справа наверх. Я поехал наверх. У меня там точка отмечена. Спокойно я доехал до вершины. А там вышка. Здоровая такая. И предупреждение что лупит СВЧ и проход запрещен. Ну, я проходит был не намерен. Просто полетать.
дух захватывает
Осмотрелся. Сел в машину. И почувствовал сильный такой запах гари. Смотрю под машину — вроде все нормально. Но пахнет так как будто я своей жопой костер развожу. Начал носом искать источник. Нашел. Помните попрыгушки по Риеккалансаари? Так вот. куча из грязи и травы на защите пропеклась до хрустящей корочки. Достал, понюхал. И правда оно. Сколько смог выгреб и поехал дальше. Запах стал слабее. (забегая вперед, к дому он вовсе пропал).
Спустившись с гор (с) я поехал в сторону Питкяранты. Ничего особенного, просто хотелось увидеть "завод на острове", который увидел на спутниковых снимках.
Штош…разочарован я не остался.
Город стоит на берегу, сильно растянувшись вдоль береговой линии. Выглядит, скажем так, удручающе. Видимо, в городе есть ровно 2 занятия: на завод и пить. Кстати, сам завод располагается условно вне города. На одной из шхер, прямо через мост от города.
Это Целлюлозный завод «Питкяра́нта». Предприятие, как несложно понять, градообразующее. Производит конденсаторной, электроизоляционной и фиброцементной целлюлозы.
На этом, по своей сути, заканчивается такой географический объект как Ладожские Шхеры. Дальнейший берег скалистый, но такой россыпи островов уже нет.
От Питкяранты я поехал в сторону Петрозаводска по всё той же А-121. Погода отличная. Золотая осень в самом разгаре!
Вдоль дороги попадались холмы да скалы. Я один, а значит можно делать дурацкие вещи. Я возьми да и залезь на одну из скал.
Морда довольная, лыба до ушей. Я смог. Я залез. Фото не передает, но спуск достаточно крутой. Наделал фоток. Сел и думаю как спускаться. Прям как кот на дереве: залезть залез, а как спуститься непонятно. Вперед — обрыв. С боков — обрывы. Развернуться места нет. Выход один — сдать назад, а потом повернуть в сторону дороги. Попробовал тихонечко сдать назад и повернуть налево. Машина накренилась. Сделать уши не входило в мои планы. Заехал обратно. Начал думать дальше. Ровно позади меня достаточно пологий склон. Да, есть ямы, пни и прочие ветки, но это выглядело лучше чем сделать перевернуться со скалы. Тихо, спокойно, начал сдавать назад. Вроде начало получаться. Бух. И я в ямке.
Это как сигнал — спустился :) Дальше опять же спокойно завернул налево и довольный выехал на трассу. Найти экстрим на пустом месте это прям моё.
А еще по пути я увидел медицинскую буханку. Вот.
Трасса А-121 "Сортавала" кончается, "втыкаясь" в Р21-Кола в поселке Пряжа. Теперь я могу официально сказать, что я проехал эту трассу полностью. И она моя любимая.
До Петрозаводска дополз где-то к 4 вечера. С подругой покушали, погуляли. Поиграли в настолку в антикафе "хорошее место". Понравилось :)
В 22 я выехал домой. Дорога Р21 скучная до безобразия. Радовало то что небо полностью очистилось и луна освещала мне путь. До такой степени, что я так ни разу и не включил дальний свет! Было очень ярко.
Около Олонца была череда ремонтов со светофорами. Постоял знатно. Они были почти вплоть до Лодейного поля. Пересек границу Ленинградской области и под хорошую музыку доехал до дома к 4 утра.
Вот так вот и закончилось моё одиночное путешествие вокруг Ладожского озера. В следующий раз надо будет изучить Восточный берег.
Еще раз сделал для себя вывод что Нива — потрясающая машина и полностью меня удовлетворяет без всяких "но". Я обрёл душевное спокойствие. Настроении улучшилось, а личный архив пополнился двумя сотнями красивых фотографий.
Спасибо, что дочитали до конца.
Буду рад лайкам, комментариям, репостам.
Все фотографии Вы можете посмотреть по ссылке
Так же, у меня есть инстаграм, куда я выкладываю сториз с поездок и фотографии раньше чем на дзен ссылка
P.S. вернулся в родной дурдом. ОПГ сразу начало кошмарить.