Найти в Дзене
Борис Мединский

Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь? О германофилии, продолжение

Что плохого в симпатиях к германскому народу, в любви к немецкому языку, в интересе к немецкой культуре? Ровным счётом ничего. Тем более, что культура эта необычайно богата - в первую очередь философами, учёными и композиторами. Но признаваться в германофилии - это не то, что признаваться в англомании или галломании... Что-то в этом есть настораживающее! Это как в западных странах заявить о себе как о русофиле - может, ты ещё и скрытый коммунист?..

Еще статья:

Особая любовь к Германии
Борис Мединский4 июля 2022

Размышляя о психологии фашизма нельзя обойти германофилию, хоть формально эти вещи напрямую не связаны: фашизм был придуман и впервые появился не в Германии, расовая теория и идея превосходства "германской расы" тоже не немецкого происхождения... Но так уж получилось, что самое яркое проявление фашизма в истории - это германский нацизм. Более того - я рискну предположить, что это было и самое яркое проявление самой Германии. Германия, как и другая страна, навеки связана со своей историей, а какие события немецкой истории были наиболее значимы в новейшее время и ярко освещены в массовой культуре? Вторая мировая война. И на всё немецкое теперь - на язык, архитектуру, историю, кухню, культуру, даже на типаж внешности типичного немца - на всё легла печать той войны и всех связанных с ней событий.

На картинках с символами Германии мы видим пивные кружки, колбаски, крендельки, Бранденбургские ворота и дебелых девиц в баварских костюмах. Мы не найдём там свастик, характерных касок, вскидывания рук и узнаваемых усиков с чёлками. Но они там все есть, невидимые, спрятанные, дорисованные ассоциативным рядом. Сотни фильмов, книг, анекдотов, художественных образов моментально уносят нас по ассоциативной цепи от "немецкого" к "нацистскому". Тень нацизма лежит на немецкой культуре не только во времена нацистов у власти: в довоенную эпоху в ней чувствуются витающие в воздухе споры будущей войны, а послевоенная культура занята рефлексией на тему "что же это было?" и проработка комплекса вины. Даже сами словосочетания "довоенная" и "послевоенная" сразу дают понять, каким важным событием была та война для всей человеческой истории, а Германия была центром этих масштабных событий, логовом "фашистского зверя." Та война была главным выходом Германии на сцену мировой истории. Это была её самая заметная, ключевая роль - роль злодея. Пусть современные немцы мало походят на своих дедов и прадедов и сейчас это совсем другая страна под сильным американским влиянием, но всё равно - и они сами и жители других стран знают, что вот они, немцы, были этими самыми нацистами, знаменитыми нацистами, легендарными нацистами, злодеями качественными (немецкое качество!), злодеями образцовыми. И это по своему даже привлекает, как привлекает всё превосходное. Впрочем, об этом немного позже.

Думаю, вы слышали выражения вроде "Гёте/Бах/Дюрер принадлежит не Германии, а мировой культуре". Это правда так - культурный человек любой культуры должен быть знаком с творчеством этих и других выдающихся немцев. Не только искусство, но и наука так же имеет всечеловеческий, всемирный масштаб. И это, на мой взгляд, совершенно справедливо.

фото из личного архива:

Дрезден
Дрезден

Никто не хочет брать ответственность за злодеяния и преступления, они клеймом ложатся только на одну конкретную страну. И это, пожалуй, тоже верно, хотя не стоит забывать о причастности других стран, идеологов и капиталов к формированию германского нацизма. Но так или иначе, тринадцать лет власти нацистов навсегда выжгли яркое клеймо на лице немецкой культуры и истории. Может, Гёте с Шиллером и принадлежат человечеству, но Холокост, СС, Гестапо и лагеря смерти стали чисто немецкими "брэндами," персональными и патентованными. Все другие многочисленные примеры концлагерей, геноцида и военных преступлений могут только сравниваться с нацистскими, как с эталоном. Ряд колониальных европейских держав вроде Франции, Великобритании и Бельгии совершали свои преступления против человечности так, что их имидж практически не пострадал - возможно потому, что свои зверства они творили далеко от центров цивилизации, расправляясь с жителями периферийных, отсталых стран, и вообще победителей не судят. Германия же проиграла и была справедливо осуждена, клеймо со свастикой было поставлено на её лице по решению суда, у позорного столба и с одобрения всего мира. Впрочем, в ГДР было не совсем так, там ответственность была возложена не столько на саму Германию, столько на капитализм. Но ГДР уже давно не существует, капитализм победил и открестился от преступлений нацизма, и теперь в них виновата Германия и только Германия. И как же теперь быть тому, кто по тем или иным причинам любит Германию, её народ и её культуру? Изо всех сил стараться делать вид, что никакого клейма на её лице нет? Или полюбить её какая есть, вместе с этим клеймом? Может ли получиться так, что вместе с Германией заодно полюбишь и нацизм?

Я встречал уже не одного человека, у которого симпатии к фашизму/нацизму выросли из изначальных симпатий к Германии. Понимаю, что словосочетание "симпатии к фашизму" звучит странно, ведь само слово "фашизм" давно понимается уже не как политическое явление, а как синоним абсолютного зла. Но, тем не менее, достаточное количество молодых людей находят притягательной фашистскую эстетику, в первую очередь эстетику Германии военных лет. Далее можно оценить военную мощь Рейха - тем более, что самые значительные события в новейшей истории нашей страны напрямую связаны с этим - "немецкая мощь разбилась о русскую стойкость". Потом для пущей "объективности" можно найти минусы СССР (благо последние 35 лет на нашем же культурном поле мы только это и делаем) и плюсы Германии вообще и нацистской Германии в частности. Можно упиваться своим нонконформизмом и иметь "свою точку зрения" на происходящее во времена Великой Отечественной, благо сейчас в интернете есть любая картина мира, на любой вкус. Через это можно чувствовать себя не таким, как все - не "ватником", не "совком", а белым человеком с подлинно европейскими ценностями.

Как итог, через это можно прийти к оголтелому неонацизму, но с чего зачастую начинается этот путь? С германофилии! Это как в знаменитой советской поговорке - "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!". Так что да - германофилия настораживает.