Найти в Дзене
Материк книг

"Свобода" Франзена и "Воля" Тэффи - наглядная разница в менталитете русских и американцев

Эти произведения бесконечно далеки друг от друга во времени и по сути, но именно про рассказ Тэффи "Воля" я думала, читая разрекламированную "Свободу" Франзена. Его сравнивают с Достоевским и Толстым, а это для русского человека всегда раздражительно. К тому же пишет Франзен исключительно про Америку и их проблемы, менталитет и видение мира. По-моему, в романе совершенно зря ищут какие-то глубины. Я даже засомневалась, правильно ли его поняла. Но нашла интервью с писателем, где он прямо говорит: Семья — это единственная вещь в жизни человека, которую он не в силах изменить. Ты можешь покрыть себя с ног до головы татуировками. Вставить в ухо серьгу размером с грейпфрут. Поменять имя и фамилию. Уехать в другую страну. Но твои родители, братья, сестры, дети — это неизменная величина. Современное устройство общества дает человеку иллюзию того, что он свободен, что он может полностью придумать себя заново. Меня как писателя интересует то, от чего он не может избавиться. Потому что свобода

Эти произведения бесконечно далеки друг от друга во времени и по сути, но именно про рассказ Тэффи "Воля" я думала, читая разрекламированную "Свободу" Франзена. Его сравнивают с Достоевским и Толстым, а это для русского человека всегда раздражительно. К тому же пишет Франзен исключительно про Америку и их проблемы, менталитет и видение мира.

По-моему, в романе совершенно зря ищут какие-то глубины. Я даже засомневалась, правильно ли его поняла. Но нашла интервью с писателем, где он прямо говорит:

Семья — это единственная вещь в жизни человека, которую он не в силах изменить. Ты можешь покрыть себя с ног до головы татуировками. Вставить в ухо серьгу размером с грейпфрут. Поменять имя и фамилию. Уехать в другую страну. Но твои родители, братья, сестры, дети — это неизменная величина. Современное устройство общества дает человеку иллюзию того, что он свободен, что он может полностью придумать себя заново. Меня как писателя интересует то, от чего он не может избавиться. Потому что свобода выбора — в конечном счете все равно ложь. Но мы ведемся на эту ложь. И опыт семьи — именно то, что может помочь в борьбе с ней.
Франзен. Фото из открытых источников
Франзен. Фото из открытых источников

В романе нет философского понятия свободы. Он о свободе выбора. Всего лишь. Парадоксально, но чем меньше выбор, тем человек счастливее. Это доказывает знаменитый эксперимент с джемом, проведенный психологами Марком Леппером и Шиной Айенгар. Две группы покупателей. Первой предлагают выбрать из 6 сортов джема, второй - из 24. Покупатели первой группы в итоге довольны выбором, второй - нет, они сожалеют об упущенных возможностях и сомневаются в правильности выбора. В этой группе большинство людей и вовсе уходили без покупки. Они не смогли выбрать!

Получается, свободу нужно и должно ограничивать? Нет, в том, что она должна быть никто не сомневается, но, оказывается, до каких-то пределов. Да и сама жизнь выставит эти пределы. Свобода выбора - это иллюзия. Франзен доказывает это всем своим романом. Ты ограничен кругом общения, местом, где родился, семьей, ответственностью перед близкими людьми. Где пределы свободы?

Моя рецензия о "Свободе" - здесь.

Не таковы русские люди. Для нас все сводится к философии, к чему-то большему. Свобода заканчивается там, где начинается несвобода других. Воля не может закончиться. Это понятие другого рода. Нашла интересную статью о том, в чем различие для русского человека терминов "свобода" и "воля". Во лишь небольшой отрывок:

«Воля» в русском сознании — это полет, простор, ветер, птица, свет, счастье, жизнь, раздолье, стихия. Тогда как свобода ассоциируется с законом, деньгами, равенством, братством, творчеством, демократией. Важно, что при рассмотрении психологической составляющей, свобода — это ответственность, а воля — независимость, сила, решительность. (Из монографии Н. Петровых)

Неожиданно? Но если подумать, так и есть. Эти слова вовсе не синонимы в русском языке, хотя некоторые словари их приравнивают. Но все мы интуитивно понимаем, что это не так.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Очень хорошо написано о воле у Тэффи:

Свобода — liberte, законное состояние гражданина, не нарушившего закона, управляющего страной.
«Свобода» переводится на все языки и всеми народами понимается.
«Воля» — непереводима.
При словах «свободный человек» — что вам представляется? Представляется следующее. Идет по улице господин, сдвинул шляпу слегка на затылок, в зубах папироска, руки в карманах. Проходя мимо часовщика, взглянул на часы, кивнул головой — время еще есть — и пошел куда-нибудь в парк, на городской вал. Побродил, выплюнул папироску, посвистел и спустился вниз, в ресторанчик.
При словах «человек на воле» — что представляется?
Безграничный горизонт. Идет некто без пути, без дороги, шагает, под ноги не смотрит. Без шапки. Ветер треплет ему волосы, сдувает на глаза — на глаза, потому что для таких он всегда попутный. Летит мимо птица, широко развела крылья, и он, человек этот, машет ей обеими руками, кричит ей вслед дико, вольно и смеется.
Свобода законна.
Воля ни с чем не считается.
Свобода есть гражданское состояние человека.
Воля — чувство.

Лучше и не скажешь) Я этот рассказ чуть ли не наизусть знаю, часто цитирую и сценки, описанные в нем, так сказать, иллюстрации понятия "воля", приходят на ум в самых разных ситуациях.

Но воля и опасна, ведь это чувство стихийно, именно из чувства воли рождались страшные русские бунты прошлых веков.

Очень рекомендую прочитать целиком, он есть в открытом доступе в интернете.

Вам что ближе - свобода или воля?)