Кот в мешке. СССР, 1978. Режиссер Георгий Щукин. Сценаристы: Александр Бородянский, Георгий Щукин. Актеры: Борислав Брондуков, Станислав Садальский, Виктор Ильичёв, Олег Анофриев, Татьяна Новицкая, Иван Рыжов, Мария Скворцова, Светлана Харитонова, Андрей Петров, Людмила Иванова, Татьяна Хорошевцева, Лидия Рюмина, Александр Пашутин, Рудольф Рудин и др.
Комедия «Кот в мешке» получилась у Георгия Щукина лишенной занимательности и веселья. Избитые ситуации, слащавое изображение деревенской жизни...
Обаятельный жулик и его приятель-алкаш встречаются с двумя чудаками-недотепами. Один из них — многодетный ученик вечерней школы. Другой — театральный осветитель. Они организуют липовый «студенческий» стройотряд, чтобы под его маркой облапошить недалеких сельчан. Развязка наступает быстро. «Алкаш» перевоспитывается и учит малых детей не совать кота в мешок...
Комедийные ситуации авторам приходится буквально высасывать из пальца. На помощь призываются разного рода вставные номера: блеклые песенки, якобы «лирические» эпизоды...
Александр Федоров
Кошмар в сумасшедшем доме. СССР, 1990. Режиссер и сценарист Николай Гусаров (по мотивам пьесы Эдуардо Скарпетта). Актеры: Виктор Павлов, Татьяна Говорова, Елена Старостина, Александр Кузнецов, Тамара Сёмина, Юрий Назаров и др.
Комедия Николая Гусарова «Кошмар в сумасшедшем доме» основана на анекдоте о том, как некий великовозрастный оболтус, промотав дядюшкины денежки, решил запудрить мозги родственникам, представившись владельцем частной психиатрической клиники. Богатый дядюшка вознамерился навестить племяша, но тот, не будь дурак, удачно водит его за нос, выдавая за «психушку» дом отдыха работников искусств, благо, что среди отдыхающих полно людей странных, явно не от мира сего.
Обобщения напрашиваются сами собой: дурдом как символ нашей многострадальной отчизны, его обитатели как гротескные представители различных социальных и политических слоев общества и т.д. Плюс лозунги «Мафия бессмертна» и «Покайтесь, люди грешные»...
Нужно обладать поистине французским юмором, чтобы в такой ситуации не соскользнуть в пошлость, удержать баланс между эксцентричностью гэга и политической сатирой. Думается, авторам фильма не удалось проявить этих качеств. «Кошмар в сумасшедшем доме» улыбку вызывает крайне редко, а о смехе (гомерическом или хотя бы приглушенном) и говорить не приходится...
Александр Федоров