Найти тему
Разговоры за хого

От блинчика с овощами до Небесного императора: краткая история китайских сериалов

Доброго времени суток, уважаемые читатели, сегодня на моем канале вас ждет небольшой, но, надеюсь, познавательный экскурс в историю сериалов материкового Китая. Увидела статью на одном из любимых сайтов и не смогла не поделиться с вами этой занимательной информацией. Всегда ведь интересно, с чего все начиналось. Сейчас мы любуемся великолепием высокобюджетного китайского фэнтези: сказочно прекрасными и могущественными персонажами, виртуозной хореографией, изысканными интерьерами небесных дворцов... А начинался-то весь этот визуальный пир... с "Овощного блинчика" 😊.

Некоторые известные китайские сериалы и их персонажи
Некоторые известные китайские сериалы и их персонажи

Именно так назывался первый односерийный телевизионный фильм, созданный молодым китайским телевидением в 1958 году. Тогда был основана первая телевизионная станция материкового Китая, Пекин ТВ. Позже она трансформировалась в главный китайский телеканал CCTV. Фильм о блинчике содержал важный для того времени социальный посыл: нельзя разбрасываться едой! Партия обучала народ бережливости. И не сказать, чтобы первый блин вышел комом. В общей сложности, с 1958 по 1966 год вещательная станция Пекин ТВ выпустила около 200 телефильмов, большинство из которых пропагандировало социалистические ценности.

А в 1966 году грянула Культурная революция. Людям стало не до телепрограмм. Это буржуазное развлечение было отменено на целых 10 лет. Но после 1976 года китайское телевидение начало понемногу возвращаться к жизни. И первым выпущенным сериалом стала 9-серийная драма-триллер 1981 года "Восемнадцать лет во вражеском лагере". Однако особой популярности она не получила.

В течение 10 лет китайский народ приучали только к такому визуальному ряду
В течение 10 лет китайский народ приучали только к такому визуальному ряду

В 1983 году ещё один телеканал, Шандун ТВ, выпустил сериал под названием "Разбойники с болот", который был экранизацией одного из классических романов Древнего Китая, "Речные заводи". После его успеха канал CCTV создал телеадаптации всех четырёх классических романов: "Путешествие на Запад" (1986), "Сон в Красном тереме" (1987), "Троецарствие" (1994) и те же "Речные заводи" (1998). К созданию этих сериалов авторы подошли очень серьёзно. Например, когда снимали "Сон в Красном тереме", консультировались с учёными - историками и филологами. В результате сериал очень высоко был оценён как публикой, так и критиками, особенно хвалили его за достоверность. По сей день "Сон в Красном тереме" остаётся самым высокооцененным сериалом на Douban. Огромной популярностью пользовался и фэнтезийный сериал "Путешествие на Запад", повествующий о монахе, отправившемся за буддийскими сутрами; в пути к нему присоединяются фантастические спутники: царь обезьян Сун Укун, поросенок Чжу Байцзе и речной демон Ша Уцзин. Сериал повторно транслировался на китайском телевидении множество раз.

Персонажи сериала "Сон в Красном тереме" (1987)
Персонажи сериала "Сон в Красном тереме" (1987)

В 1990-е годы большую популярность приобрели так называемые "имперские" сериалы. Как видно из названия, действие в сериалах этого жанра происходит при императорском дворе. Жанр разделился на две разновидности: серьёзную и комедийную. Первым комедийным имперским сериалом была "Повесть о Цяньлуне" (1991), где показывали похождения императора Цяньлуна во время его путешествия инкогнито на юг Китая. Но самым популярным сериалом этого жанра стал сериал 1998 года "Моя прекрасная принцесса" с Чжао Вэй в главной роли. В нем сюжет завязан на истории бедной девушки, которую по ошибке принимают за давно потерянную дочь императора Цяньлуна. Она попадает во дворец, где её обучают этикетку и манерам. На этом основывается множество смешных ситуаций. Этот поистине культовый для китайцев сериал дал старт блестящей карьере великолепной актрисы (жаль только, что сейчас непонятно, увидим ли мы ее еще). В культурном коде современного китайца "Моя прекрасная принцесса" занимает примерно то же место, что в нашем - фильмы Леонида Гайдая.

Персонажи сериала "Моя прекрасная принцесса" (1998)
Персонажи сериала "Моя прекрасная принцесса" (1998)

Среди серьёзных имперских сериалов конца ХХ -начала ХХI века самыми известными можно назвать такие, как "Династия Юнчжэн" (1999), "Дворец желаний" (2000), "Династия Канси" (2001) и "Династия Мин в 1566" (2007). Некоторые из них не отличались исторической достоверностью. Так, императора Юнчжена историки описывали как очень жестокого, однако в сериале он показан честным и справедливым правителем. Специалисты считают, что популярность этих сериалов объясняется тем, что в них можно было затрагивать такие социально-политические темы, которые в сериалах на современную тематику цензура не пропустила бы.

В начале следующего десятилетия были очень популярны такие сериалы, как "Алое сердце" (2011) и "Легенда о наложнице Чжэнь Хуань" (2012). "Алое сердце" (у нас он известен как "Поразительное на каждом шагу") - история о современной женщине, которая попадает в прошлое, в императорский дверец. Там она встречает принцев, соперничающих из-за трона.

В 2016 году корейцы сняли свою версию, под названием "Лунные влюбленные - Алые сердца: Корё", и эта дорама до сих пор считается одной из лучших в Корее.
Персонажи сериала "Поразительное на каждом шагу" (2011)
Персонажи сериала "Поразительное на каждом шагу" (2011)

В середине 10-х годов особую популярность начали приобретать сериалы в жанре уся, то есть о героях боевых искусств в историческом сеттинге. Об истории жанра я уже немного писала в этой статье:

Стоит добавить, что в современном уся (начиная с ХХ века) исследователи жанра выделяют "старую" и "новую" школы. Произведения "старой школы" (1911 - 1949) содержат больше фантастических элементов. Однако начиная примерно с 30-х годов в Гонконге начали активно снимать реалистичные фильмы про "настоящее кунг-фу". К 80-90-м годам гонгконгские фильмы о мастерах кунг-фу достигла пика мировой популярности, дойдя до самого Голливуда. В Гонконге же сформировалась и "новая школа" уся - как некий компромисс между старой школой и фильмами о кунг-фу. В фильмах и сериалах "новой школы" нет мистики, но боевые способности героев превышают обычные человеческие возможности. Классикой этого периода считается сериал 1983 года "Легенда о героях Кондора".

В 90-е годы материковый Китай активно импортировал из Гонконга уся-сериалы производства каналов ATV и TVB. Особенно популярен был сериал "Полубоги и полудьяволы" (1997), который транслировался множество раз и всегда в прайм-тайм. Вскоре из-за недостатка финансирования гонконгские продюсеры и режиссеры начали перемещаться в материковый Китай, и там наступил расцвет жанра уся. В 2001 году вышел популярный материковый уся-сериал "Смеющиеся на ветру", а в 2003 - материковая версия "Полубогов и полудьяволов" (позже было ещё два римейка: в 2013 и 2021 годах). С тех пор сериалы этого жанра регулярно снимаются в Китае и пользуются стабильной популярностью. И сейчас, я бы сказала, началось очередное возрождение жанра: в конце 2021 - в начале 2022 годов вышли такие прекрасные сериалы, как "Путь снежного меча" и "Кто такой герой" - полностью в традициях классического уся.

Персонажи сериала "Полубоги и полудьяволы" (2003)
Персонажи сериала "Полубоги и полудьяволы" (2003)

Однако если говорить о последнем десятилетии, то в нем явно доминирует такой костюмный жанр, как сянься - истории о бессмертных героях. То есть о тех кто совершенствуется, чтобы достичь бессмертия или уже является бессмертным, благодаря либо заслугам, либо происхождению. Действие в них часто происходит в мирах бессмертных, правит которыми Небесный император, а живут там боги или демоны. Сянься-сериалы, конечно, тоже не десять лет назад придумали. Еще упомянутое выше "Путешествие на Запад" относилось к этому жанру. На Тайване и в Сингапуре в 90-е годы также снимали сянься-сериалы, например, "Новая легенда о Белой Змее" (1992) или "Легенда о восьми бессмертных" (1998). Однако, опять же, это было сянься старой школы - основанное на произведениях классической литературы.

Персонажи сериала "Новая легенда о Белой змее" (1992)
Персонажи сериала "Новая легенда о Белой змее" (1992)

Современное же сянься опирается преимущественно на веб-новеллы или даже RPG-игры. Одним из первых сериалов такого типа является "Китайский паладин" (2005). А с момента выхода популярнейшего сериала "Путешествие цветка" (2015) Китай поставил производство таких сериалов на поток. Именно они бьют рекорды по количеству просмотров на внутренних платформах и определяют лицо китайской сериальной промышленности на мировом рынке. Так, сериал "Три жизни, три мира: десять миль персиковых цветов" (2017) имеет рекордное количество просмотров - более 50 миллиардов! Около 20 миллиардов имеют также "Нефритовая династия" (2016) и то же "Путешествие цветка". И конечно, постоянно выходят новинки в этом жанре. Особенно зарекомендовали себя в жанре сянься такие режиссеры, как Грэмми Чу ("Нефритовая династия", "Китайская Одиссея", "Удушающая сладость, заиндевелый пепел", "Синий шепот"), Чан Ка Лам ("Новоландия: Замок в небесах", "Неукротимый: Повелитель Чэньцин", "Танец феникса"), Линь Юйфэнь ("Китайский паладин" 3,5, "Любовь, потерянная во времени", "Три жизни, три мира...", "Любовь и судьба", "Девять царств: Госпожа жемчужина").

Персонажи сериала "Путешествие цветка" (2015)
Персонажи сериала "Путешествие цветка" (2015)

Не обошел Китай вниманием и такой популярный во всем мире жанр, как ситком. Первый китайский ситком "Я люблю свою семью" (1993) был вдохновлен известным американским образцом: "Шоу Косби". Он полностью следовал западной модели, вплоть до звуковой дорожки с записанным смехом. Многие консервативные зрители сильно критиковали его, тем не менее, популярность этого шоу в свое время была очень велика. Действие другого успешного ситкома, "История Улинь" (2006), происходило уже в историческом сеттинге, но с использованием элементов современной поп-культуры. А вместо дорожки со смехом там использовалась традиционная музыка. И, конечно, если вспоминать о римейках популярных сериалов других стран и территорий, тот из них самым известным является ромком "Сад падающих звезд" (2018) - римейк одноименного тайваньского молодежного сериала 2001 года.

Персонажи сериала "История Улинь" (2006)
Персонажи сериала "История Улинь" (2006)

Что касается таких необходимых для телевидения любой страны жанров, как детектив и триллер, то судьба их в Китае складывается непросто. В первые годы XXI века сюжеты о преступлениях, коррупции и расследованиях пользовались огромной популярностью на китайском телевидении. Но в 2004 году правительство запретило показывать их в прайм-тайм, объясняя это заботой о "социальной стабильности" и о поддержании морального авторитета партии. В следующее десятилетие детективов снималось очень мало, но в 2014 году состоялось триумфальное возвращение детектива на экраны с сериалом "Большое дело на реке Меконг". А в 2017-м вышел очень успешный сериал "Во имя людей". Оба транслировались в прайм-тайм, так как снимались в тесном контакте с властями и под их контролем. С тех пор в Китае вышло уже немало замечательных детективов и триллеров: "День и ночь" (2017), "Дело об убийство в башне Горизонт" и "Плохие дети" (2020) и другие. В 2020 же году был запущен цикл "Light On Series", так что теперь недостатка в триллерах китайский зритель не испытывает.

Однако тот факт, что сюжетам о криминале и коррупции цензура уделяет самое пристальное внимание, остается неизменным. Так, сериал "Быть героем", по слухам, прошел уже семь цензурных проверок, но так пока и не получил разрешения на трансляцию...
Персонажи сериала "Во имя людей" (2017)
Персонажи сериала "Во имя людей" (2017)

И раз уж мы заговорили о печально известной китайской цензуре, надо рассказать об основных её "подвигах".

  • Исторический сериал "На пути к республике" (2003), посвящённый эпохе падения династии Цин, был запрещён за изображение некоторых исторических фигур, не соответствующее официальной истории.
  • В 2008 году был выпущен большой перечень запрещённого контента. Туда вошли: искажение истории, непристойные и вульгарные сцены, показ одноп0лых отношений, призраков, а также курения и распития спиртного. Однако эти правила не то чтобы применялись неукоснительно, перечень неоднократно менялся.
  • В 2010 году вышел ещё один перечень запрещённого контента. Туда вошли, помимо прочего: разжигание национальной розни, нарушение государственных религиозных правил, а также пропаганда непристойности, азартных игр, насилия и употребления наркотиков.
  • В 2011 году была запрещена тема путешествий во времени - из-за неуважительного отношения к истории.
  • В 2014 году показ сериала "Императрица Китая" был приостановлен на несколько дней, так как на героине было слишком открытое платье. Режиссёру пришлось редактировать сериал в спешном порядке.
  • В 2016 году был запрещён к показу сериал "Героин", повествующий об одноп0лых отношениях двух школьников, к большому огорчению множества зрителей (хотя стоило этого ожидать). Наученный этим опытом, режиссёр "Неукротимого" (2019) виртуозно обошёл подводные камни цензуры, используя язык символов.
  • В 2016 же году вышел обновлённый перечень запрещённого контента, куда вошли, в числе прочих, контент, наносящий ущерб репутации страны, оскорбления на религиозной или этнической почве, пропаганда суеверий, пропаганда чрезмерной мстительности, а также ненормальных половых отношений.
  • В 2018 газета "Beijing Daily" опубликовала статью с критикой сериала "Покорение дворца Яньси" за неудачу в продвижении социалистических ценностей. Его трансляция на телевидении была прекращена, но он остался на стриминговых сервисах.
Персонажи сериала "Героин" (2016)
Персонажи сериала "Героин" (2016)

Ну что можно сказать в заключение? Несмотря на цензуру, Китай ухитряется все же снимать и показывать достойные и интересные сериалы. А может, не только несмотря на нее, но и где-то даже благодаря ей. Она пробуждает фантазию и изобретательность режиссеров. Китайские сериалы с самого своего рождения были призваны нести в массы правильные установки и идеи партии. В Китае XXI века фактически свободный рынок, китайское телевидение - это все же не северокорейское, оно следует мировым тенденциям и развивает национальные традиции, но и комитет по цензуре (NRTA) не дремлет и быстро реагирует на то, что ему кажется неподобающим контентом. Может быть, это придает китайским сериалам особое своеобразие. Так что ждем, что нам принесут следующие годы и надеемся, что лучшее, конечно, впереди.

При создании публикации я использовала материал вот этой статьи:

A Brief History of Chinese Dramas

А как вы думаете, в чем своеобразие китайских сериалов? Чем они вас привлекли? Какие ваши любимые жанры? А каких жанров у китайцев вам не хватает? И что думаете о цензуре, нужна ли она? Вот у нас фактически никакой цензуры нет - идет ли это на пользу нашему телевидению или не мешало бы ввести кое-какой контроль? Жду дискуссии!

#китайские сериалы #китайские дорамы