Африка — континент контрастов. Мы видим её голодающей, замученной войнами, измотанной тропическими болезнями, переполненной бандитами и отсталой во всех отношениях. Одновременно она манит природными красотами: саванной со зверьём, бесконечными пляжами на берегах двух океанов, водопадом Виктория.
Последние десять месяцев я прожил в Африке. Кое-где она похожа на Европу, кое-где — на Северную Америку, ну и, естественно, на Ближний Восток. Навалом и специфических черт, которые позволяют с полной уверенностью утверждать, что побывал на другой планете. Разработчикам игр редко удаётся передать эту специфику. А что удаётся — сейчас расскажу.
Africa Trail
Africa Trail (1995) — управленческая/образовательная игра, посвящённая велопробегу через континент. Стартуете в Бизерте (Тунис) и крутите педали до Нигерии, Кении или, если хватит припасов и запчастей, до мыса Игольного в ЮАР, где сходятся Атлантический и Индийский океаны.
Africa Trail честно пытается имитировать реалии поездки: например, нужно заранее оплачивать визы, а для этого — прокладывать маршрут через крупные города. В мелких нет консульств, где бы приняли документы на визу.
Игра проиллюстрирована фотографиями велосипедистов, совершивших путешествие в начале 1990-х годов. По снимкам вкупе с короткими описаниями и видео можно составить приблизительное представление о материке из разряда «На севере — мусульманские страны, южнее Сахары — „чёрная“ Африка». В детали Africa Trail не вдаётся. Допустим, не сообщает, что в Претории, столице ЮАР, высажены десятки тысяч жакаранд. В сезон их цветения, в октябре, город становится фиолетовым. Вот она — настоящая Африка, другой мир!
Неприятная сторона ЮАР в Africa Trail лишь намечена. Упомянуто, что страна из расистской превратилась в нормальную в первой половине 1990-х годов. Чернокожих прекратили ущемлять в правах. В мегаполисы потянулись жители деревень, плюс правительство «разморозило» границы с соседними бедными странами. Из-за притока бездельников и маргиналов в городах по-прежнему высокая преступность. Этот полюс жизни ЮАР — за кадром видеоигр, хотя в фильмах его затрагивают — взять «Робота по имени Чаппи» или «Бандитский Йоханнесбург».
Gravel
Gravel (2018) — гонка по бездорожью. Студия Milestone предлагает покататься среди прочего в Намибии: по Берегу скелетов с разбитыми кораблями — вдоль океана, по саванне, каньону, среди дюн.
Пейзажи Намибии перенесены в Gravel аккуратно. Смотришь на трассу со скальными породами, выходящими на поверхность, и однообразными кустами — и сразу вспоминаешь местность вокруг Виндхука, столицы Намибии. Правда, режет глаз обилие водоёмов и деревьев, напоминающих что-то среднее между баобабом и бутылочным деревом. Подобная роща бы точно угодила в путеводители.
В стране живописные дюны, вгрызающиеся в Атлантический океан, однако в игре это не отражено — дюны в Gravel напоминают песочницу. Я специально прошёлся по местам съёмок «Безумный Макс: Дорога ярости», чтобы удостовериться — да, дюны определённо постапокалиптические.
Jack Keane
Point & click адвенчура Jack Keane (2007) повествует о капитане, переправляющем грузы из Лондона в Индию. Как и все мореходы конца XIX века, он делает остановку в Кейптауне. Город в ту эпоху служил перевалочным пунктом — местом, где команда могла купить свежие фрукты и овощи, дабы не страдать от недостатка витаминов во второй половине пути.
Кейптауну в Jack Keane уделена одна глава, показан он мельком, однако пройти мимо я не мог, потому что по неведомой причине разработчики не любят наведываться в Кейптаун.
Deck13 решила не мудрить и втиснула в уровень узнаваемые элементы города: Столовую гору, пальмы рядом с викторианскими зданиями, обязательные аркады (крытые переходы) — они спасают от испепеляющего солнца южного полушария.
Здания, что характерно, раскрашены в броские цвета типа зелёного. В Кейптауне есть целый район из подобных «весёлых» строений — называется Бо-Каап.
Afrika
Afrika (2008) отражает наивное представление о журналисте-фрилансере: он живёт в палаточном лагере на территории национального парка, каждый день ездит на сафари, загружен заданиями от клиентов. Разработчики закрывают глаза на то, что день на сафари стоит от $100, а сафари на воздушном шаре (самый дорогой вид фотоохоты) — все $500. У героя, должно быть, сказочно богатая жена, как у Эрнеста Хемингуэя (Ernest Hemingway)! Другого объяснения не нахожу.
В реальности путешествующие фотожурналисты-фрилансеры, даже знаменитости вроде Кевина Картера (Kevin Carter), зачастую ограничены в средствах. Слишком много времени и денег уходит на адаптацию в новой стране: авиабилеты, поиск и аренда жилья, страховка, транспорт до места назначения… Плюс попробуй найди того, кто заплатит за твоё творчество. Опять же, гонорары в изданиях высылают не моментально после сдачи материала, а с задержкой.
Но вернёмся к Afrika. Игре ведь не нужно быть правдивой — достаточно оставаться правдоподобной. Герой щёлкает кадры в нацпарке, предположительно в Танзании. Удивляет то, что он то и дело покидает джип ради удачного снимка. В принципе, ничего страшного — в нацпарках кое-где разрешено бродить пешком в сопровождении рейнджера. Однако герой вплотную подходит к буйволам и львам, а те если и преследуют, то вяло. Непорядок!
Safari Photo Africa: Wild Earth
Safari Photo Africa: Wild Earth (2006) — ещё один представитель поджанра «фотошутер». На сей раз — от первого лица и не такой известный, как Afrika.
В игре вы посетите нацпарки Серенгети и Нгоронгоро в Танзании. Снова предстоит вжиться в роль журналиста. С забавным нюансом: теперь можно увидеть результаты трудов — статьи со снимками.
В Steam проект перевыпустили с подзаголовком Wild Earth: Africa. Сейчас он сгодится для того, чтобы запомнить названия африканских животных.
Resident Evil 5
В Resident Evil 5 (2009) Capcom послала Криса Редфилда в город Киджуджу. Населённый пункт выдуман, страну японцы не называют.
Capcom намеренно использовала приметы из разных частей континента, чтобы запутать геймеров и уйти от чётких ассоциаций с реальными событиями. Так, разработчики держали в уме фильм «Чёрный ястреб» (2001), где изображены боевые действия в Сомали. Оттуда в игре «военная» жёлтая гамма. Государство Сомали расположено на востоке материка, в то время как японцы поместили действие в Западную Африку. На ум приходит ДР Конго. В конце игры герои дерутся с Альбертом Вескером в жерле вулкана. В ДР Конго есть подходящее лавовое озеро — Ньирагонго. Всего их в Африке два — второе бурлит в Эфиопии (соседка Сомали).
Африканскую страну Capcom собрала из стереотипов: гравийные дороги, домики из строительного мусора, продажа мяса, облепленного мухами, жестокий самосуд. Не стоит думать, что вся Африка такая. Да, у ДР Конго, Сомали, ЦАР плохая репутация — гражданские войны, постоянные перевороты, многочисленные преступления против мирных жителей. Однако чаще страны Африки не опасные, а просто бедные. Вот как раз в Западной Африке нередко к ближайшему источнику воды нужно топать несколько километров, а за зарядкой телефона вставать в очередь. При этом вашей жизни ничто не угрожает. В ДР Конго же, Сомали и ЦАР вы как турист, скорее всего, не попадёте при всём желании — не пустят, как в Сирию.
Far Cry 2
Far Cry 2 (2008) делает то же, что RE5: выдаёт частный случай за общую картину, рисует ложный образ Африки. Здесь тоже вымышленная страна, но Ubisoft чётко назвала источник идей — Кению. У меня Кения не ассоциируется с государством, захлебнувшимся в гражданской войне, в отличие от Руанды, Судана и ДР Конго. Тот факт, что на территории страны сочетаются разные биомы, вероятно был для Ubisoft важнее.
В Far Cry 2 герой сразу по прилёте в Африку заболевает малярией — его начинает лихорадить. Потом он регулярно пьёт таблетки от малярии. Это художественное, далёкое от реальности изображение болезни.
На самом деле симптомы в виде температуры и ломоты в суставах проступают спустя неделю после того, как вас укусит комар и в тело проникнет паразит, вызывающий малярию. Может случиться и так, что вы прибудете домой и только тут поймёте, что заболели. В Африке малярию лечат таблетками типа «Коартема», доступными повсеместно в аптеках. Пьёшь несколько дней — и выздоравливаешь. В России подобные лекарства не разрешены и можно сказать, что малярию никак лечат. Так что в поездке по тропической стране лучше такие таблетки купить, чтобы было чем лечиться по возвращении.
В 2020 году от малярии в мире умерли 627 тысяч человек — в основном это Африка, дети до пяти лет. Вакцину от малярии придумали недавно, ставят прививку только детям.
В Африке можно подцепить ещё одну лихорадку — жёлтую. Переносчиком паразита тоже выступает комар. Заранее вакцинируйтесь от жёлтой лихорадки в России — в некоторых странах Африки пограничники требуют сертификат, руководствуются они этой табличкой ВОЗ. Для малярии никакие бумажки не нужны.
Tomb Raider: The Last Revelation
В Tomb Raider: The Last Revelation (1999) Лара Крофт не разрывается между несколькими странами: приключение у неё компактное — в Египте, что пошло сценарию на пользу.
Core Design придумала для расхитительницы гробниц правдоподобный маршрут: Долина царей на левом берегу Нила, Карнакский храм — на правом, дальше — на поезде в Александрию, затем — марш-бросок в Каир и, наконец, высадка у пирамид Гизы.
Маршрут хороший и охватывает главные достопримечательности Древнего Египта, за вычетом храма Абу-Симбел рядом с Асуаном. Разработчики разузнали, что по Нилу в Луксоре (где Долина царей и Карнакский храм) ходит паром, а не только лодки, а Луксор и Александрия действительно соединены железной дорогой. С другой стороны, зря они не слетали в Египет. Карнакский храм у Core Design представляет собой бессмысленное нагромождение каменных блоков, территория от Долины царей до Нила — пустыня (в действительности там огороды), ну и так далее. Повторюсь: маршрут разработчикам удался, воплощение достопримечательностей — нет.
Assassin’s Creed: Origins
В Assassin’s Creed: Origins (2017) отражён быт эллинистического Египта, то есть Египта под управлением греческой династии Птолемеев. Луксор/Карнак с его храмами обойдён стороной, основное же внимание уделено Александрии.
От греческой Александрии почти ничего не осталось. Как и от римской. Современный город — насквозь арабский. Почему так произошло? Из-за наводнений, смывавших целые кварталы, и пренебрежительного отношения арабов к чужому наследию.
В каком-то смысле AC: Origins можно воспринимать как виртуальный музей. В реальности вы застанете тень легендарной Александрии: крепость Кайт-Бей, сооружённую из блоков Фаросского маяка, остатки одного корпуса Александрийской библиотеки да катакомбы эпохи римлян. В игре же античный город представлен в пору расцвета.
Paradise
Место действия Paradise (2006) — вымышленное государство Морания «в сердце Африки», умирающее под властью короля-деспота. Бенуа Сокаль (Benoît Sokal) соединил черты арабских стран и территорий Центральной Африки. По описанию немного похоже на Танзанию, но, в отличие от спокойной Танзании, в Морании разруха.
Город Мадарган, где стартует сюжет, Сокаль срисовал с Марокко. Это заметно по подбору цветов и архитектуре. Потом главная героиня посещает деревню аборигенов на баобабах, шахту, плавучую крепость диктатора.
Сокаль — бельгиец. В истории Бельгии есть позорное пятно, связанное со зверствами в бассейне реки Конго в конце XIX — начале XX вв. Государства ДР Конго и республика Конго названы в честь великой африканской реки — как и Морания (Maurania, река Maur). Вероятно, тяжёлый труд шахтёров в посёлке Замарат — переосмысленная Сокалем бесчеловечная эпопея бельгийцев по добыче слоновой кости в бассейне Конго. Впрочем, на изображённые в игре места и обычаи особенно не обращайте внимания — Африка у Сокаля получилась столь же далёкой от реальности, как Россия в Syberia.
Soul Surfer
Soul Surfer (2002) — игра от SEGA для аркадных автоматов, так что ничего удивительного, если вы о ней никогда не слышали. Седлать волну в Soul Surfer можно в привычных регионах — США и Австралии. И в непривычных — например, в Южной Африке.
В ЮАР хорошие волны накатывают на пляжи в Кейптауне и Дурбане. В основном я видел сёрферов в Кейптауне. Однако в Soul Surfer японцы расположили уровень посередине между ними — возможно, это город Порт-Элизабет, хотя название SEGA не приводит. Южноафриканский уровень демонстрируется среди прочего на экране аркадного автомата.
***
Я перечислил далеко не все случаи, когда в играх использовали африканский сеттинг. Выпали из подборки Indiana Jones and the Infernal Machine (пирамиды в Судане), Dreamfall: The Longest Journey (Касабланка), Halo 3: ODST (Нью-Момбаса, вобравшая черты африканских мегаполисов), Uncharted 4 (Мадагаскар)… Может, что-нибудь интересное вспомним в комментариях.
В целом же суть статьи, думаю, ясна и без дополнительных примеров. Разработчики игр, как мне кажется, боятся выйти за рамки очевидного — сепаратистов, малярии, сафари. Понятно, что за африканские декорации следует браться с осторожностью, памятуя о перевозбуждённой общественности. Но и выгоду такой шаг даст ощутимую — как минимум проект ни с чем не спутают.
Автор: Ярослав Гафнер
Оригинал: Житель Африки — о том, как континент показан в играх