Найти в Дзене

Неужели штурм Зимнего был дважды? Загадка картины XVIII века

Оглавление

В коллекцию Государственного Эрмитажа входит полотно с названием, очень точно описывающим дату и место событий, запечатленным на нем: "Екатерина II на балконе Зимнего дворца, приветствуемая гвардией и народом в день переворота 28 июня (9 июля) 1762 года". Из названия понятно, что народ и гвардия ликуют в связи с восхождением императрицы на престол. Но при беглом взгляде на картину возникает вопрос: а зачем тогда ликующие граждане штурмуют Зимний?

Иоахим Кестнер. Екатерина II на балконе Зимнего дворца, приветствуемая гвардией и народом в день переворота 28 июня (9 июля) 1762 года. 1760-е (Изображение из открытых источников)
Иоахим Кестнер. Екатерина II на балконе Зимнего дворца, приветствуемая гвардией и народом в день переворота 28 июня (9 июля) 1762 года. 1760-е (Изображение из открытых источников)

Вопросы к автору

При чуть более внимательном изучении композиции возникает и другой вопрос: а почему, собственно, главная героиня картины - Екатерина II - изображена на дальнем плане в виде едва различимой фигуры в группе таких же плохо различимых силуэтов?

Поскольку картина датирована 1760-ми годами, сложно сказать, был ли художник Кестнер очевидцем событий, или слышал рассказ о них от непосредственных участников. Независимо от этого, есть вопросы и к дальнему плану картины. Вот примерно этот же ракурс на современном фото:

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Допустим, отсутствие деревьев на заднем плане - вполне нормально. Адмиралтейский сад был разбит только через 100 лет после изображенных событий. А вот там, где мы видим на картине купол храма, должен быть шпиль Адмиралтейства. Его строительство было завершено еще в 1706 году и внешний вид здания с тех пор существенно не менялся.

Эта маленькая деталь заставляет засомневаться и в достоверности всего сюжета в целом. Ведь штурм Зимнего был только через 250 лет, в 1917-м. Или всё-таки нет?

Так был ли штурм?

Драматические события 9 июля 1762 года описаны с незначительными расхождениями в мемуарах многих свидетелей тех событий.

Отношения между императором Петром III Фёдоровичем и его супругой Екатериной Алексеевной к лету того года предельно накалились. На лето императорская чета выехала за город, в Ораниенбаум. Положение, на котором находилась Екатерина, больше напоминало домашний арест. До Петербурга слухи об этом дошли в сильно преувеличенном виде и вызвали сильнейшую смуту среди гвардейцев. Последовал арест капитана Пассек, один из участников заговора, целью которого было возведение Екатерины на престол. Оставшиеся на свободе заговорщики поняли, что действовать надо незамедлительно.

В начале июля Екатерину перевезли в Петергоф. Там велись приготовления к именинам императора, и супруга должна была исполнять обязанности хозяйки на предстоящем приеме гостей. Император приехал на торжества из Ораниенбаума в Петергоф утром 9 июля, но супруги на месте не обнаружил. На рассвете она была тайно вывезена Алексеем Орловым в Петербург. За несколько часов в верности Екатерине присягнули гвардия, Сенат и Синод, её горячо поддерживал народ. Это, пожалуй, редкий случай, когда дворцовый переворот не был совершен за закрытыми дверями императорских покоев, а происходил прямо на улицах города.

Присяга Измайловского полка Екатерине II (изображение из открытых источников)
Присяга Измайловского полка Екатерине II (изображение из открытых источников)

После этого гвардия в главе с Екатериной выдвинулась в Петергоф. Очевидцы свидетельствовали, что новоявленная императрица была одета в мужской костюм и по ветру развевались её распущенные густые волосы. Это было чрезвычайно впечатляющим для современников зрелищем.

Неизвестный художник. Портрет Екатерины II в мужском костюме (изображение из открытых источников)
Неизвестный художник. Портрет Екатерины II в мужском костюме (изображение из открытых источников)

Пётр III, вопреки советам немедленно уехать в Кронштадт и бороться за власть с опорой на верные ему флот и части армии, решил что достаточно будет игрушечной крепости в Петергофе и отряда голштинцев. Только осознав всю тяжесть ситуации, он бежал в Кронштадт, но опоздал. К моменту его прибытия весь гарнизон уже дал клятву верности Екатерине.

Л. К. Пфандцельт. Коронационный портрет Петра III (Изображение из открытых источников)
Л. К. Пфандцельт. Коронационный портрет Петра III (Изображение из открытых источников)

12 июля Петр III подписал отречение от престола, а Екатерина издала манифест, в котором указывала довольно внушительные причины узурпации власти: попытка изменить государственную религию и мир с Пруссией. При этом императрица вполне обоснованно ссылалась на "желание всех наших верноподданных, явное и нелицемерное" - народ действительно ликовал и поддерживал её восхождение на престол.

Петра III под арестом отвезли в Ропшинский дворец, из которого он отправил Екатерине письмо с просьбой "отпустить его в чужие края":

Письмо Петра III из Ропши Екатерине II с просьбой отпустить его в «чужие края». После 28 июня (9 июля) 1762. Автограф. РГАДА. «Ваше величество, я ещу прошу меня, которой ваше воле исполнал во всем, отпустить меня в чужие краи, с теми, которие я, Ваше величество, прежде просил, и надеюсь на ваше великодушие, что вы меня не оставите без пропитания. Верной слуга, Петр». (Изображение из открытых источников)
Письмо Петра III из Ропши Екатерине II с просьбой отпустить его в «чужие края». После 28 июня (9 июля) 1762. Автограф. РГАДА. «Ваше величество, я ещу прошу меня, которой ваше воле исполнал во всем, отпустить меня в чужие краи, с теми, которие я, Ваше величество, прежде просил, и надеюсь на ваше великодушие, что вы меня не оставите без пропитания. Верной слуга, Петр». (Изображение из открытых источников)

17 июля 1762 года Пётр III был задушен, а Екатерина Алексеевна взошла на престол как Екатерина II. По первоначальной версии заговорщиков, предполагалось её регентство при малолетнем Павле Петровиче. Но императрица совершила двойной захват власти - отобрала трон у мужа и до самой смерти не отдала его сыну.

Так что никакого штурма Зимнего в 1762 году, конечно, не было. А зачем же люди лезут на стены дворца? И почему к окнам приставлены лестницы?

6 апреля 1762 года официально закончилось строительство Зимнего дворца и наружная отделка фасадов. А внутренние работы в помещениях (более 1500 комнат) на момент изображенных событий продолжались. Строительные материалы, мебель иногда для простоты и удобства доставляли сразу в дворцовые комнаты через окна. Так что сооружения, которые изобразил художник - это строительные леса и вспомогательные лестницы. Ликующие люди - рабочие, которые трудились на строительно-отделочных работах (хоть и революционно настроенные).

Зимний дворец в 1917 году. Изображение из открытых источников.
Зимний дворец в 1917 году. Изображение из открытых источников.

После восхождения на трон Екатерина II занялась не только государственным переустройством, но и затеяла перепланировку Зимнего дворца. В 1764 году во дворце появилась часть, названная французским словом Эрмитаж, в котором разместили коллекцию из 317 картин, приобретенных Екатериной. Так началась история одного из самых крупных музеев мира. В котором и можно увидеть ту самую картину, где ликующий народ встречает Екатерину на балконе Зимнего дворца 9 июля 1762 года.

#романовы #история россии #история в картинах #екатерина II #екатерина вторая #дворцовые перевороты