Найти тему
Путешествия, туризм, наука

Вернутся ли в небо сверхзвуковые самолеты?

В 2025 году американский стартап планирует провести первые испытания сверхзвукового пассажирского самолета в мире. Модель воздушного судна называется Overtrue и разработана компанией Boom Supersonic. Если испытания пройдут успешно, создатели пообещали запустить первый пассажирский рейс уже в 2029 году.

Авиакомпания США United Airlines
Авиакомпания США United Airlines

Авиакомпания «Юнайтед Эйрлайнс» инвестировала в компанию, создавшую воздухоплавательный борт, 3 миллиарда долларов — с условием, что получит в свой авиапарк 50 моделей нового самолета.

Несмотря на доверие авиаперевозчиков, эксперты в области гражданской авиации скептически отнеслись к заявлениям разработчиков из Денвера.

Рассуждая о том, что подобные самолеты не войдут в обиход, скептики вспоминают, что уже в 40-х годах прошлого века были разработаны сверхзвуковые самолеты, которые планировали ввести в серийное производство, однако пассажиры продолжают летать на обычных самолетах, набирающих относительно невысокую скорость.

Преимущество сверхзвуковых самолетов в гражданской авиации

Разработчики Overtrue заявили, что их новая модель сможет развивать максимальную скорость, в 1.7 раза превышающую скорость звука, то есть более 2 тысяч километров в час. Для сравнения: популярные самолеты Airbus A330 набирают скорость до 925 километров в час, Боинг – от 750 до 917 км/ч.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Конкорд
Сверхзвуковой пассажирский самолет Конкорд

Aerospatiale-BAC Concorde – один из представителей класса сверхзвуковых пассажирских самолетов – во время тестовых полетов набирал скорость в 2150 километров в час, и это не было его пределом. Пассажир, который приобрел бы билет на такой самолет, смог бы долететь от Парижа до Минска примерно за 50 минут. Высочайшая скорость – главная причина стремления авиакомпаний заполучить сверхзвуковые самолеты в свой парк.

-3

United Airlines заявила, что самолеты «Бум Овертру», которые они приобретут к концу текущего десятилетия, будут перевозить пассажиров быстрее всех в мире.

В рекламном видеоролике авиакомпании и разработчиков самолета было заявлено, что рейс из Нью-Йорка в Лондон займет 3.5 часа, из Франкфурта в Нью-Йорк – 4 часа, из Токио в Сан-Франциско – всего 6 часов.

Почему серийные сверхзвуковые самолеты перестали выпускаться для перевозки гражданских пассажиров

Индустрия сверхскоростного воздушного транспорта активно развивалась еще в середине прошлого века. 31 декабря 1968 Советский Союз провел первый перелет сверхзвуковой модели, предназначенной для гражданской авиации – Ту-144.

Через 3 месяца мир увидел Aerospatiale-BAC Concorde, выпущенный благодаря сотрудничеству Франции и Великобритании. Летали эти самолеты значительно выше, чем обычные самолеты, взлетая и приземляясь вне трасс для общего перелета.

Aerospatiale-BAC Concorde
Aerospatiale-BAC Concorde

Однако уже к концу ХХ века пассажирские перелеты на сверхзвуковых самолетах начали заканчиваться. Регулярные рейсы на Ту-144 завершились в 1978 году, а последний раз в жизни этот самолет официально поднимался в воздух в 1999 году. «Конкорд» продолжил летать до 2003, но позже также был навсегда посажен на базу.

Компания Boeing тоже хотела запустить в производство сверхскоростную модель SST, однако проект не был реализован и тихо закрылся в 1971 году. В 2000 году компания задумала вернуться к проекту, однако вновь план остался лишь на бумагах и чертежах.

Причиной свертывания идеи сверхзвуковых перелетов является то, что содержание и обслуживание этого транспортного средства очень невыгодно для владельцев. Топливо расходовалось очень быстро, имело высокую стоимость, а деньги, собранные с обеспеченных пассажиров за билеты, не окупали всех издержек. Авиакомпании, державшие в своем парке сверхбыстрые «Конкорды», терпели регулярные убытки, даже когда запрашивали 4300 евро за билет на рейс из Лондона в Нью-Йорк.

Были и авиакатастрофы, которые случались со сверхзвуковыми самолетами. И советская модель Ту-144, и британо-французский «Конкорд» терпели крушение (в обоих случаях, к слову, около Парижа). Самолет из Советского Союза потерпел крушение в 1973 году, во время показательного выступления летчиков — он буквально рассыпался в воздухе.

-5

«Конкорд», приобретенный французской авиакомпанией Air France, упал на землю почти сразу после полета. Катастрофа произошла 25 июля 2000 года и унесла жизни 113 человек. Обе трагедии случились не из-за ненадежности конструкции, а в неумелой эксплуатации, однако от их использования авиаперевозчики начали отказываться, чтобы сохранить репутацию и жизни людей.

Сколько топлива нужно для полетов сверхзвуковых самолетов?

Планируется, что модель «Овертру» будет перевозить до 60 пассажиров за раз. Эксперты в области гражданской авиации и Международный совет чистого транспорта сделали подсчеты, каков будет выброс углекислого газа в атмосферу во время полета данной модели.

Оказалось, что новый сверхзвуковой самолет будет выбрасывать примерно в 5 раз больше газа в атмосферу, чем обычные самолеты. Что касается бензина, то здесь показатели превышают в 5-7 раз самолеты общего пользования.
Заправка самолета
Заправка самолета

Чтобы снизить недовольство и опасения людей, которым небезразлична экология, разработчики «Бум Овертру» заявили, что их новый самолет будет передвигаться не на керосиновом горючем, а на синтетическом топливе, не наносящем большой вред природе.

Однако также они сказали, что и стоимость такого горючего будет выше, чем у стандартного. При этом количества топлива, которое уже произведено, не хватит даже на 15 моделей, забронированных «Юнайтед Эйрлайнс».

Как идею восприняли в обществе

Эксперты считают, что подобными заявлениями компания лишь пытается повысить степень доверия к себе и продуктам. Многие удивлены тому факту, что именно United Airlines решила озаботиться вопросом возрождения сверхзвуковых перевозок пассажиров и вложить в идею 3 миллиарда долларов, хотя годом ранее просила финансовой поддержки у государства, чтобы пережить последствия пандемии ковида.

На критику в свою сторону ответил вице-президент компании Майк Лескинсен — мол, компанию очень привлекает возможность перевозить пассажиров в 2 раза быстрее без увеличенного вреда экологии.
-7

Компания Boom также поделилась информацией на тему того, какой будет стоимость билетов на рейсы, использующих для перевозки их самолеты. По словам разработчиков, средняя цена такого билета будет примерно такой же, что сейчас на билеты бизнес-классах в престижных авиакомпаниях.

Пользователи сети выразили сомнение в том, будет ли востребована сверхзвуковая гражданская авиация в эпоху развитых компьютерных технологий, которые позволяют организовывать видеозвонки из разных точек планеты, не тратя время на перелеты вовсе.

Экономисты считают, что авиакомпаниям было бы выгодно содержать подобные самолеты только в том случае, если бы за раз они перевозили от 250 до 300 пассажиров, а не 50-60.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Куда сходить на российских курортах, если на пляж уже не хочется?

В мире больше всего памятников установлено... Кому?

Уникальные рестораны мира, в которые стоит съездить каждому путешественнику!

#самолеты #транспорт #дороги #будущее #экономика #экология #бизнес и финансы #деньги #интересные факты #авиация