Сны были очень важны в культуре Древней Греции, и их связь с концепциями пророчеств исследовалась в литературе той эпохи. Писатели Древней Греции склонны различать две категории снов; те, которые они считали незначительными, вызванные надеждами, страхами, пищеварением и другими остатками дня, и те, которые были значительными.
Значимые сны бывают трех видов. Некоторые из них были буквальными видениями будущего, некоторые требовали символического разъяснения, а третьи были посещениями богов, призраков или друзей. Примеры таких пророческих снов в Древней Греции происходят из различных источников, в том числе из сочинений историков, эпической поэзии, пьес и надписей на святых местах.
Пророчества и сны в литературе Древней Греции
Греческий историк Геродот V века до нашей эры, считается отцом истории, хотя его рассказы иногда переходят на территорию мифов. В своей книге лидийскому царю Крезу приснилось, что его сын должен умереть от раны, нанесенной наконечником копья. Крез сделал все, что было в его силах, чтобы удержать сына от оружия, но позволил ему отправиться на охоту, где тот был случайно убит копьем того самого человека, нанятого в качестве его телохранителя.
Сон Креза не только правильно предсказал будущее, но и привел в движение ряд событий, приведших к его исполнению. Тот факт, что историк сообщил об этом событии, свидетельствует о повсеместной вере в сны как в видения будущего.
Мир снов Морфея
Морфей и его братья, древнегреческие боги снов
Также в литературе Древней Греции были распространены сны с символами, которые нужно было толковать. Одним из примеров является сон Пенелопы в « Одиссее » Гомера . Согласно рассказу, Пенелопе пришлось терпеть присутствие пятидесяти женихов, живущих в ее доме и пожирающих богатство ее мужа, пока она терпеливо ждала , когда Одиссей , по словам мужа, вернется домой с войны.
Во сне пятьдесят гусей были убиты орлом, который оказался ее мужем Одиссеем. Гуси символизировали женихов. Этот сон был не только пророческим, поскольку Одиссей действительно убил женихов, но и символическим сном, исполняющим желания. В этом отрывке сама Пенелопа различала значимые и незначительные сны. Сны, не имеющие особого значения, приходят к сновидцу, проходя через ворота из слоновой кости, говорит она, в то время как важные сны проходят через ворота из рога.
Вещие сны
Древняя литература часто изображала родителей, мечтающих о разрушении, причиненном их отпрысками. Геродот привел пример этого, когда мидийскому царю Астиагу приснилась его дочь Мандане, которая мочилась до тех пор, пока вся Азия не была затоплена. Затем ему приснилось, что она родила виноградную лозу, которая затмила собой всю Азию.
Персидские колдуны, известные как волхвы, истолковали его сны так, что ребенок Мандане свергнет царя Астиага. Это действительно произошло, когда сын Мандане Кир Великий сверг своего деда с престола и стал царем персов в 6 веке до нашей эры.
Когда Гекуба, царица Трои, была беременна своим сыном Парисом, ей приснилось, что она родила горящий факел. Провидец говорит Гекубе, что ее сын станет причиной падения Трои, что действительно произошло, когда действия Париса спровоцировали Троянскую войну. Точно так же спартанской царице Клитемнестре приснилось, что она родила и вскормила грудью змею незадолго до того, как ее убил ее сын Орест. Такого рода символический сон стал обычным литературным мотивом, но также отражал реальность, в которой люди верили в пророческие свойства снов.
Артемидор, прорицатель 2-го века, оставил нам книгу по толкованию снов, где он объяснил значение сновидений о таких символах, как змеи, крокодилы, охота, земледелие и война. Он даже объяснил, что значит для мужчины видеть во сне секс с собственной матерью. Такие книги, по-видимому, были популярны в древнем мире.
Вещие сны и посещения богов, призраков или друзей
Третий тип пророческого сна связан с визитом друга, члена семьи или бога, который разговаривал со сновидцем. Этот гость иногда был переодетым вестником сновидений, посланным богом. Этот вестник сна принимал разные формы, в зависимости от того, что требовал бог. В « Илиаде» Гомера , например, Зевс поручил фигуре сна явиться царю Агамемнону , замаскированному под друга царя Нестора.
Образ Нестора велел Агамемнону вести свои войска в бой против троянцев. Цель Зевса состояла в том, чтобы саботировать греческую армию. Тем временем в « Одиссее » Афина послала Пенелопе фигуру сна, которая явилась ее сестрой. Призрачная сестра утешила Пенелопу и сказала ей, что ее сын вернется из путешествия.
Спустя много столетий после того, как были написаны эти рассказы, римский поэт Овидий продолжил традицию образов сновидений в своем изображении Кейкса и Альционы. В этом стихотворении Юнона послала Морфеуса, который мог менять форму по своему желанию, навестить Альциону во сне. Не зная, что ее любимый муж Сейкс погиб на войне, ее посещает Морфеус , замаскированный под Сейкс, который сообщает плохие новости.
В древнегреческой литературе гость во сне часто являлся в образе призрака. Ахиллесу, например, приснился визит его мертвого товарища Патрокла , который попросил его завершить обряд погребения, чтобы он мог перейти в подземный мир . Когда Ахиллес попытался схватить Патрокла, он столкнулся только с дымом.
Связь между снами и пророчествами в Древней Греции часто исследовалась в литературе той эпохи, от мифов и истории до древних надписей. Греческая религиозная культура позволила людям поверить в истинность этих пророческих снов, ниспосланных богами. Среди религиозных греков эта вера была настолько сильна, что люди покупали сонники и практиковали ритуалы, чтобы вызвать пророческие сны в своей повседневной жизни.