Найти тему
Путешествия души

Барселона. Парк Гуэль. Как построить рай на земле

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся»

Не перестаю поражаться перипетиям судеб художественных произведений: шедевр редко бывает оценен современниками, а непременная мода на посредственность со временем утекает в песок.

А вы знали, что Парк Гуэль – весь этот прекрасный, невиданный сад каменных и изразцовых цветов – в самом начале был катастрофически нерентабельным проектом?

Началось всё с экономического кризиса, из-за которого текстильный промышленник Эусебио Гуэль решил сменить область своей деятельности и обратил свой взгляд к довольно естественной для тех времён сфере заработка – операциям с недвижимостью.

Гуэль был довольно богатым человеком, значит, обладал коммерческой сметкой, но в гораздо в большей степени он был романтиком и мечтателем. Для воплощения своих инвестиционных идей Дон Эусебио выкупил большую площадь земли в верхней Барселоне. Т.е. совсем в верхней, в смысле, на горе; на Лысой горе («Muntaña Pelada»). Довольно символичное и говорящее название: земля на этой горе, действительно, была безвидна и пуста.

Гуэль решил построить на этом удалённом от всего что только можно клочке земли в 15 гектар идеальное поселение, независимую общину за высокими стенами. По задумке в этом посёлке должны были гармонично соседствовать возведённые человеком сооружения и природа, в отличие от густозастроенных районов Барселоны, где не росли даже редкие деревца. На всей площади парка планировалось расположить 60 участков с домами (т.е. каждому участку уделялось по 2,5 кв. км).

C многочисленных смотровых площадок Парка открывается прекрасный вид на весь город
C многочисленных смотровых площадок Парка открывается прекрасный вид на весь город

При этом для застройки домов действовали некоторые ограничения: не допускались сооружение промышленных предприятий, дома не должны были загораживать друг другу солнечный свет и вид на море и т.п. Правила кажутся вполне разумными для комфортного проживания, но, может быть, они были неоправданно строгие по мнению тогдашних барселонцев.

Идею ландшафтных садов Гуэль привёз из Англии и предвосхитил появление того, что мы сейчас называем таунхасами и коттеджными посёлками.

В самом начале строительства в 1900 году на территории будущего парка был найден вход в пещеру, в которой палеонтологи впоследствии обнаружили ископаемые останки, в т.ч. кости носорога, панцири гигантских черепах, скелеты оленей и других животных. Эта пещера предоставила жаждущим достаточно подробных свидетельств в пользу того, что Всемирный потоп действительно был и что Эдем мог находиться именно в Каталонии.

И воодушевлённый Гуэль принялся обустраивать этот рай земной. Энтузиазм своего друга и мецената также разделял Антонио Гауди. Работа над проектом парка сблизила этих двоих, в своих мечтах они шли к одному и тому же результату, видели рай воплощённым в Барселоне.

Гуэль провёл на участок все необходимые инженерные коммуникации: электричество, водопровод, телефонную связь, газопровод. А дальше за дело взялся многогранный гений Гауди.

Парк Гуэль был спроектирован таким образом, чтобы его обитатели прониклись каталонским духом и каталонскими добродетелями. Гауди утверждал, что географическое положение Каталонии и её расположение по отношению к солнцу глубоко символичны:

«Место добродетели — середина; Средиземное море лежит в центре земли. На его берегах с их средним освещением — солнечные лучи падают под углом 45 градусов, что наилучшим образом очерчивает предметы и раскрывает их форму, — расцвели великие художественные культуры — именно благодаря этому сбалансированному свету, не слишком яркому и не слишком тусклому».

Парк Гуэль ни с чем не спутаешь, он узнаётся, когда вы только подходите к нему - по разноцветным тренкадисам и обильной растительности. Сейчас настолько естественно смотрится зелёное буйство среди глазированных построек, что трудно себе представить ту начальную точку: мрачноватое, заброшенное место, с редкими унылыми деревьями. Оно явно не вызывало чувство радости.

Для поселения Гауди спроектировал удобную систему дорог (общей протяженностью 30 км), предусмотрев постепенные подъёмы и спуски: ведь разница между самой низшей и самой высшей точками состояла около 60 метров. Извилистые дорожки (архитектор совершенно не признавал прямых линий) оббегают парк, деля его на три пешеходных уровня, расположенных на разной высоте. Тропинки направлены по профилям холма с учётом естественных потоков ветра. Так же опираясь на эту природную вентиляцию (это было особенно важно, т.к. палящее солнцем освещало холм весь световой день, без тени там негде укрыться), Гауди соорудил несколько виадуков.

Эти ажурные мостики, кажется, будто парят над землей. Однако они не только изящны, но и ещё удивительно функциональны: под каждым из них устроены тенистые галереи, похожие на естественные гроты. Построенные на пути ветряных потоков, эти галереи всегда готовы предложить скамью и прохладу утомлённому путешественнику.

А благодаря прекрасной акустики в каждом из тоннелей обязательно располагается гитарист или певец, а то и целый ансамбль. Так что во время отдыха слух путешественника услаждается звучанием совершенно разной музыки: как в театре с разными залами – останется только выбрать на свой вкус.

Но это не вся польза от подобных мостов. Их наклонные колонны-опоры – это продуманная система водосбора: дождевая вода, просеянная через гравий и песок дорожек, попадает в гнездоподобные вершины опор, далее по находящимся внутри колонн трубам, спускалась в резервуар.

Наклонённые дорожки-мосты
Наклонённые дорожки-мосты

Все дорожки, виадуки, колонны и галереи сделаны из естественного природного камня, который Гауди специально подбирал под цвет почвы холма. Так, что издалека парк не кажется чужеродным нагромождением, а смотрится единой природной горой, поросшей деревьями и кустами.

Почти все зелёные насаждения, которые есть в Парке Гуэль сегодня – это результат кропотливого ландшафтного труда маэстро Антонио. Воспроизводя природные формы в своей архитектуре, архитектор хорошо изучил своего учителя-Природу: он замечательно разбирался в средиземноморской и тропической флоре, сельскохозяйственных культурах своей полосы. Он очень бережно относился к сумевшим выжить на Лысой горе растениям: если деревья мешали строительству, их выкапывали и после проведения работ, сажали обратно. Если, по мнению Гауди, растений не хватало, их высаживали, привозя из лесов и садов. Так весь холм был засажен растениями, они тут прижились во многом благодаря правильно организованной системе водоснабжения.

Дон Гуэль в портике
Дон Гуэль в портике

Гуэль, Гауди и Триос были единственные жильцы идеального города. Больше он никого не заинтересовал. Можно придумывать тысячи причин, почему проект Гуэля не заинтересовал барселонских буржуа. Во-первых, парк строился долго - 14 лет. Во-вторых, он был завершён в неудачное время: как раз началась первая мировая война и вместе с ней экономический кризис. Кроме того, сыграли роль удалённость от инфраструктуры и активная застройка городских районов в сторону холма Тибидабо. Но самой верной причиной представляется неподготовленность людей к такому необычному проекту.

Однако Парк Гуэль сразу вошёл в культурную жизнь Барселоны как место проведения всевозможных мероприятий на открытом воздухе, концертов и т.п. Зал ста колонн и сейчас сдаётся под всевозможные концерты, а на его крыше – площади Природы, проводятся гуляния, конкурсы танцев сардана и пр.

В следующий раз пойдём разгадывать символы Парка.

PS. Если вам понравилась статья, нажмите лайк. Так я буду понимать, что вам интересно. И я всегда рада поговорить: комментарии приветствуются.