Давайте сейчас немного отвлечемся и поговорим о грехе.
Для начала попытаемся понять, что есть вообще грех. Это есть нарушение закона или морали. Ну да, нарушение закона – это как бы не грех, а преступление, но преступление – это тоже грех.
Изначально законы были сформулированы в Библии. Это так называемые 10 заповедей, которые Бог сам продиктовал Моисею, дабы тот записал их и передал всем остальным: "И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии" (Исх.34:27-28).
Повторять заповеди я не вижу смысла. Важно другое. Это необратимость наказания за их нарушение: "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх.20:5-6). Здесь мы видим, что главная заповедь и закон – почитание Бога и служение Богу.
Но дальше люди вдруг отступили от законов божьих и погрязли в грехах. Как же так? Ведь человек создан по образу и подобию самого Бога: "сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию" (Быт.1:27). Как мог человек впасть в грех, если он создан по образу Бога? Или мы можем предположить, что и сам Бог склонен к греху?
Дальше за грехи людей Бог уничтожает Содом и Гоморру, так как в целом городе не нашлось и 10 праведников. Не пощадил Бог и семью Давида за грехи его детей (2Цар.13). За прегрешения же самого Давида Бог наказывает весь народ моровой язвой (2Цар.24).
И тут же мы видим, что самого Давида Бог не наказывает, но посылает испытания, чтобы тот раскаялся. Однако совсем недавно тот же самый Бог готов был истребить весь народ Давидов за его (Давида) грех, возжелавшего узнать то, что дано было лишь Богу.
Получается, что наказание невиновных за чужие грехи – это совершенно в порядке вещей. Поразить ребенка болезнью или смертью, чтобы испытать родителей – это в порядке вещей. Действительно, ну интересно же, смогут ли родители смертельно больного ребенка искренне любить и благодарить Бога за это?
Однако делается все это не со зла, не из стремления наказать или покарать, а из любви Бога к человеку. "И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее… Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (1Иоан.4:16-19).
Бог требует любовь к себе. Это звучит и в словах Иисуса "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Матв.10:37).
Странная, однако, любовь. Неужели любящий отец, каким нам предстает Бог в Библии, будет наказывать своего любимого ребенка, посылать ему одно испытание за другим, одно сложнее и страшнее другого? А зачем? Чтобы когда-нибудь потом, после смерти, сделать своему ребенку хорошо? А почему сразу не сделать хорошо, но наказывать непосредственно за провинности и непослушание? Зачем наказывать за то, что еще не совершено, но наказывать для того, чтобы и мысли не было совершить? Да, Бог до совершения греха не наказывает, а испытывает. Но в Библии разница между испытанием и наказанием настолько призрачна. Я бы даже сказал, что в испытание – это такое изощренное наказание, чтобы человек устрашился и раскаялся, глядя на страдания других.
Бог так любит человека, что готов ради него с легкостью убить другого? А другой то в чем виноват? В том что оказался в неподходящее время в неподхождящем месте, где кому-то другому нужно преподнести урок? Или что ли его Бог не любит? Нет, любит, он всех любит. Но с легкостью может убить любого в назидание другим.
И вот здесь раскрывается истинный смысл греха. Грех, получается – это даже не то, что ты совершил, а уже то, что ты в принципе можешь совершить. Совершил ты грех или нет, ты все равно получаешь или испытание или наказание, что, по сути, одно и тоже, только называется по-другому.
А в то же самое время Бог, сказав "не убивай" (Исх.20:13), готов сам убить тысячи людей, дабы раскаялся один.
Также с детства нас учили, что обманывать – это плохо. Вот врать – это грех? Ну как бы, да. А вот Бог сказал Адаму, "от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2:17). И что? И ничего! Съели они с Евой этот плод от этого дерева – и не умерли. Получается, уже в самом начале Бог начал общение с человеком с обмана!
Выходит, греха нет там, где не действуют законы. Ведь Бог сам придумал свои законы и сам же освободил себя от необходимости их исполнения.
Воистину, несправедливее всего мы относимся к Богу: он не может грешить.