Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Измена" (СССР, 1967)

Измена. СССР, 1967. Режиссер Тахир Сабиров. Сценаристы: Игорь Луковский, Тахир Сабиров, Джалол Икрами. Актеры: Хабибулло Абдуразаков, Исамат Эргашев, Зухра Хасанова, Абдульхайр Касымов, Александр Баранов, Иван Кузнецов и др. 17,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Тахир Сабиров (1929–2002) поставил 17 фильмов, но только три из них – две киносказки Шахерезады и «Измена» – вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Во время гражданской войны в Средней Азии отряд красных вырывается из вражеской засады. Кто же предатель?

Советская кинопресса отнеслась к приключенческому фильму «Измена» весьма сдержанно.

Вот что писал, например, об этом фильме киновед и кинокритик Александр Липков (1936-2007):

«Лента построена на напряженной интриге с неожиданными поворотами событий, на прямых и открытых столкновениях персонажей. И по традициям приключенческо-детективного жанра здесь есть и всадники, несущиеся во весь опор по кромке холмистого горизонта, и отчаянные перестрелки, и сверхкрупные планы многозначительно-выразительных лиц и не менее красноречивых деталей, таинственные фигуры, прячущиеся в ночной тьме, и отблески огня, колеблющего силуэты. Однако же материал картины сам по себе открывал возможность серьезного разговора о месте и роли личности в революции, о методах классовой борьбы, о перерождении человека, преступившего законы революционного гуманизма. … Впрочем, диалектика образа в значительной степени осталась лишь в намерениях авторов. … Зритель, таким образом, лишен возможности соучаствовать в решении идейного конфликта, ему выдается готовый результат. … Герой смел, мужествен, хотя самолюбив и заносчив. Но в нем не чувствуешь главного — революционного горения, революционной страстности. А без этого образ не дает повода к сопереживанию, не может завоевать симпатии.

На экране сталкиваются, как правило, прямолинейно-однозначные злодеи и столь же прямолинейно-правильные положительные герои, в то время как сама ситуация требует иных, нешаблонных решений. … А действие, требующее насыщенного, динамичного ритма, то и дело прерывается для преподнесения героям поучительно-назидательных сентенций.

Картина, построенная но законам и канонам жанра, призванная, казалось бы, держать зрителя в напряжении от первого до последнего кадра, смотрится с вялым любопытством» (Липков, 1968: 21). Липков А. «Измена» // Искусство кино. 1968. № 1. С. 21.

Зрители XXI века вспоминают этот фильм в основном позитивно:

«Фильм настолько мастерски поставлен, что невольно окунаешься в ту эпоху, когда шла жестокая борьба за установление Советской власти в Таджикистане. Все полтора часа находишься в напряжении, невозможно расслабиться. Плюс ко всему мастерская игра актеров, прекрасные конные трюки каскадеров. Всё это делает фильм интересным и нестареющим. (А. Нуреев).

«Прекрасный фильм. Характеры людей, мотивы поступков. Даже очень сильные и мужественные люди слабы, если ими движет тщеславие и честолюбие. … Власть - самое большое искушение...» (Владимир)

«Великолепный боевик! … Весь фильм не расслабляясь, разгадываешь хитроумно сплетённую баями паутину» (Воланд).