Стресс, энергичность и потеря контроля
Мозг, занимая лишь 5% массы тела, съедает 20% его энергии, а при напряжённых интеллектуальных нагрузках - и того больше. Если интеллектуальные нагрузки растянуты во времени, связаны с дедлайнами и многозадачностью, то они становятся причиной мощного стресса, который сжигает все энергетические резервы организма, приводя к прокрастинации, синдрому хронической усталости и депрессии.
Многозадачность создаёт стресс, поскольку создаёт ощущение потери контроля. Когда проблемы сыплются со всех сторон, мозгу кажется, что начинается борьба за выживание, и он мобилизует возможности организма. Но на длинных дистанциях нужно уметь бежать расслабленно.
Александр работает инженером сразу в нескольких проектах. Очень часто ему приходится задерживаться после работы. На семью и отдых времени совсем не остаётся. Кофе и сигареты стали его ежедневными спутниками. На консультацию ко мне он пришёл для того, чтобы повысить эффективность в работе, то есть работать ещё больше. Будучи практически на грани выгорания, Александр не видел совершенно очевидной вещи: нельзя повысить эффективность труда, лишив себя отдыха.
Многозадачность - естественная составляющая многих профессий. Можно ли научиться эффективно выполнять свои обязанности в условиях многозадачности, избегая при этом выгорания?
Три аспекта результативного труда в условиях многозадачности
Я расскажу о трёх аспектах эффективной работы в условиях многозадачности, подкрепив их конкретными примерами из своей консультационной практики.
1. Расписание.
Расписание - это база. Если у вас несколько проектов и вы хотите успевать вести их параллельно, у вас должно быть гибкое недельное расписание.
Дмитрий - фрилансер, работающий в нескольких командах. Пока у него отсутствовало недельное расписание, на него постоянно давило ощущение потери контроля над ситуацией, словно он балансирует на самом краю и не падает только по счастливой случайности. Расписание позволило визуализировать свои временные ресурсы и убедиться, что он может вести несколько проектов одновременно.
2. Приоритеты.
Умение выделять приоритеты среди многих задач - важный навык, на котором зиждется стрессоустойчивость специалиста.
Кирилл - администратор в крупной компании. Его бытие - это необходимость погружаться в сложные интеллектуальные проблемы, параллельно отвечая на запросы других сотрудников. Он поделился со мной своим открытием, серьёзно облегчившим ему его труд: оказалось крайне важным среди всех ежедневных задач уметь выделять самую важную, на которой сосредотачивать все усилия, а второстепенные откладывать на потом.
3. Переключение.
Переключение - это не только про особенности психики, но и про мыслительный НАВЫК, эксплуатирующий те или иные установки. В его основе - понимание того, что то, что ты делаешь в настоящий момент - самое важное, а про остальное можно забыть. На данном промежутке времени.
Венеамин работает в автобизнесе. Недавно он начал тренировки по бодибилдингу, но столкнулся с проблемой отсутствия сосредоточенности на упражнениях: из головы сложно выбросить рабочие задачи. Впрочем, это постольку, поскольку они ему казались необычайно важными. Как только он осознал, что самое важное - это то, чем он занят в текущий момент, тренировки пошли на лад. Более того, этот опыт положительно сказался и на ведении дел. Умение забывать о том, что лежит за гранью текущей задачи, во многом опирается на мировоззренческий принцип: самое важное что ты делаешь - ты делаешь здесь и сейчас.
Многозадачность - это гидра современности. Но каждому из нас вполне по силам стать тем Гераклом, который научится отрубать её головы чаще, чем они будут успевать появляться.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК
#эффективность #планирование #таймменеджмент #управление #бизнес #продуктивность #своё дело #предпринимательство #личностный рост #саморазвитие