Мне частенько писали, что в сфере, например, пошива и ремонта одежды, обязательно нужно быть хорошим психологом и всех выслушивать, "терпеть" и "набраться мужества", говорили, что они "мне сочувствуют".
Или писали возмущения: "Что значит, милочка, вы не хотите быть бесплатным психологом?! Да я 40 лет в пошиве отпахала, любому за 2 мин выставлю диагноз и назначу лечение!"
Но сама я построила свою работу совершенно иначе, она в удовольствие, поскольку нужно учиться не строить из себя врача мозгоправа или бесплатного собеседника, думая, что это "твой крест", если связал свою жизнь со сферой услуг, а выстраивать грамотные деловые отношения с заказчиками.
Рубрика #психология_шитья
По этому тэгу вы найдёте массу полезных статей по выстраиванию отношений с заказчиками, друзьями и родственниками, узнаете, как работать с удовольствием и за достойную оплату.
Нажмите "поделиться", чтобы как можно большее количество мастеров узнало полезную информацию и поделились своим опытом в комментариях.
Неоднократно я общалась с людьми из своей сферы, которые работают в пошиве на заказ. Со многими это приятно, познавательно. Но если честно, с некоторыми очень тяжело, поскольку в любую свободную минуту начинаются разговоры о личной жизни клиентов. И в таких подробностях, что понимаешь, они это обсуждают и собирают часами, думают о чужих людях, анализируют, уже чуть ли не в родственники себе их записали.
Никогда не любила разговоры в парикмахерской
Таких мастеров сторонилась и посещала лишь единожды, если человек вёл себя как испорченный телефон, бесконечно повторяя истории всех клиентов без разбора или свои собственные. Сама не рассказывала никакие подробности личной жизни, не относящиеся к стрижке.
Окрашивание в салоне никогда не делала, всю жизнь самостоятельно. А последние лет 6 и стрижет меня мой мужчина, чему я рада. Он имеет образование, учился в юности, но круто изменил жизнь и в салон не пошёл, а поступил в литературный институт.
Аналогично напрягают таксисты, простите, со словесным поносом. Неприятно ехать с такими товарищами.
Очень везет тем, кому попадаются заказчики, не интересующиеся общением, а занятые делом. Но это получается не всегда и не у всех.
Минусы "психологической" системы работы в пошиве
Если вы не сплетник по жизни, который питается тв новостями, изучает нижнее бельё звезд круглосуточно, то такой поток информации вас просто смоет к вечеру. А уже к концу недели просто ощущение выжатого лимона и упаднические настроения.
Да, существуют люди, которым доставляет удовольствие жить чужой жизнью. Это либо дурная привычка, либо низкая самооценка, ещё как вариант полное отсутствие личной жизни.
Но их всё же меньшинство.
Поэтому, если вам тяжело общаться с теми заказчиками, кто стремится рассказать как можно больше о себе и окружающем мире во время работы по пошиву или ремонту одежды, стоит не пинять на человека, а разобраться, что в вашем поведении его побуждает к таким действиям.
Всё оказывается банальным во многих случаях - мастер не умеет строить деловые отношения, поэтому интуитивно старается "привязывать" клиентов мнимой дружбой. Однако, вторая сторона медали - усталость, неумение работать как настоящий психолог, как следствие напряжение, раздражение, нелюбовь к людям.
Кстати, мне многие писали, что бросили пошив из-за сложностей в общении и "усталости от людей".
А ещё опытный человек определит сразу, если с ним не искренне общаются, ещё хуже лебезят. Это не лучшим образом сказывается на взаимопонимании клиента и мастера. Заказчик не захочет слушать мнение такого мастера, опасаясь необъективности и поддакивания, вместо профессионального и честного совета.
Также можно нарваться и на "вампиров", которые почуяв первую кровь, начнут атаковать постоянно, даже не всегда заказывая, а постоянно консультируясь. А если и закажут, то затягивать всё будут максимально долго.
Как же действовать?
1. Планирование
Составляйте график встреч с клиентами, работы, понимайте примерно сами, сколько времени вам нужно непосредственно на общение по существу и примерку.
Если разговор начал уходить в не нужную вам сферу, постепенно подводим к тому, что нужно решить все вопросы по вещам, поскольку следующий клиент в плане, времени есть столько-то.
Сами при этом будьте сосредоточены и не отвлекайтесь, пока не будет выполнена основная задача вашей встречи.
2. Вежливость и конкретика
Не задавайте лишних вопросов и сами не разговаривайте об отстраненных вещах слишком много. С самого начала даже в переписке следуйте этикету делового общения, не переходите в личное поле.
Вас оценят как профи, если ваши ответы на вопросы, приветствия, всё общение будет как в любой уважающей себя организации. Подумайте о том, какое впечатление вы производите.
3. Честность и уверенность
Тут уже работа над собой, если уверенности не хватает. Многие побаиваются общаться с заказчиками на равных и держаться достойно. Опасаются вызвать недовольство, поэтому часто не разобравшись, с ним во всем соглашаются.
Это приводит к постановке невыполнимых задач, ведь заказчик не всегда в курсе вашей внутренней кухни. И если вы не объясните всё как есть и подробно, может выставлять вам фантастические задачи, что осложнит дальнейшую работу.
Также у многих есть страх перед теми, кто зарабатывает больше. Это тоже не по-деловому и нужно над собой работать.
4. Даже с друзьями и знакомыми работаем по такой схеме: сначала дело, потом общение
Продуктивнее однозначно. Потом, оставшись довольны, будут вас рекомендовать.
5. Если человек вам действительно приятен, только тогда стоит идти на сближение
Искренне и осторожно, уважительно. Обсуждайте то, что вам обоим интересно, но к семейной жизни, подробностям такого рода, переходите в последнюю очередь, если до этого вообще захочется дойти. Будьте вежливы, корректны, внимательны. Думайте, что говорите и как это выглядит со стороны.
Если вам искренне хочется поздравить с чем-то или сделать какой-то подарок, это возможно. Главное, не делать такие жесты натянуто, лучше вообще отказаться от подобной идеи, если не от Души.
Всегда будьте готовы вернуть общение в деловое русло.
Еще подробнее рассматриваю грамотные отношения с заказчиками в курсе:
Спасибо за внимание!
С вами была Яна Левашова.
Ставим лайк и скорее в комментарии!
Что думаете по этому поводу?
Обязаны ли мастера быть бесплатными психологами? Или нужно ценить свое время и нервы, выстраивая деловое общение?
Расскажите о своем опыте. Особенно это бывает неожиданным для начинающих мастеров.
Как реагировали, если попадались откровенные "вампиры", но и отношения хотелось сохранить?
__________________________
Подробнее о моей работе: https://www.livemaster.ru/yana-levashova
© Яна Левашова
Все права на любые материалы, опубликованные на канале Яндекс.Дзен "Яна Левашова Дизайнер", защищены в соответствии с российским законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото и видео материалов возможно только с согласия правообладателя.
Без разрешения доступна и приветствуется кнопка "Поделиться".