После первых шагов в терапии, когда уже понятно, что надо идти дальше, нужно, можно и хочется использовать свой потенциал в полную силу, наступает полоса страха.
- вот я начну, а им будет обидно;
- вот выскажу, а они заплачут;
- сделаю правильно наконец, а они поймут свою безграмотность, расстроятся;
- сделаю, как давно решил, а она уйдет;
- поменяю работу и жизнь меня накажет....
Можно бесконечно дополнять список причин, почему нельзя сделать так, как хочется, ведь обязательно кто-то пострадает от моих действий. Или хотя бы я сама. Помните? Смотри, пожалеешь!
Или : не ходи - стукнешься!
Или: отдай, девочке хочется, я тебе другую куплю.
И мы не приобретая свой опыт от применения своей воли, силы, выражения своей обиды, знаем, что если сделать так, как я хочу, то непременно будет плохо.
Формируется представление, что внутри сидит существо огромной разрушительной силы, которое может сильно навредить окружающим.
А если я ещё в добавок и злюсь, потому, что долго терпела, то это существо, которое если ему позволить высунуть нос, разрушит все, и людей, и судьбу, и отношения со мной.
Для всех мои действия будут невыносимы, как для мамы когда -то наше непреодолимое желание проверить все на свой зуб.
Маме было тяжело смотреть, как мы рискуем ее репутацией замахиваясь в песочнице на обидчика, как мы упрямимся не желая идти в детский сад, или наоборот, отчаянно чего-то хотим и ревом требуем желаемое.
Иногда родителям удается соблюсти баланс между "нельзя, потому, что опасно для жизни" и "можно, проверяй, дерзай, потом починим".
И когда в терапии мы подходим к черте "я очень хочу, но боюсь", то на клиента нападают нешуточные страхи. Одно дело проверять свои желания на детской площадке или в школе, где за спиной есть родители, другое дело ставить эксперименты в реальной жизни, скроенной с учётом все тех страхов, которые спутывают по рукам и ногам и не дают двигаться дальше.
А если я ей так скажу, она не уйдет?
Попробуйте.
А если предложить руководству мой план?
Самое плохое, его просто не заметят.
В голове вопрошающего носятся страшные картины, как он сделав непривычные, но в сущности микроскопические шажки, становится изгоем, его объявляют ненормальным, заносчивым самолюбивым дураком, над ним смеются и с ним перестают общаться.
Близкие тоже отворачиваются, если обнаруживают в нем стойкость и силу в отстаивании своих принципов.
После первых проб выпустить своего "дракона" нападает страшное беспокойство, человек ждёт ответных, карающих действий. Но, на удивление, их нет, часто оппоненты просто соглашаются или же даже радуются активности нашего героя.
Потом смеемся, что выпущенный дракон оказывается просто активной, деятельной фигурой, которая четко аргументирует и стройно доказывает свою правоту.
Пока ещё эта драконья роль непривычна и приносит много тревоги, но она уже действует. Очень скоро она станет неотъемлемой частью деятельной личности.
И очень поможет в реализации личности в ее творческой части, в ее способе устраиваться в жизни среди близких и не очень. Снизит напряжение от страхов, высвободит силы от держания себя в узких рамках. Как-то так...
#втерапии #запискипсихолога