Петербургская фирма «Болин» под руководством Карла Эдуарда Болина, ставшая одной из самых крупных ювелирных фирм России в XIX веке изготавливала драгоценные украшения и подарки для царской семьи и придворных. Московское отделение фирмы основал Хенрик Конрад Болин, брат Карла Эдуарда. В отличие от вкусов аристократического Санкт-Петербурга, публика Москвы предпочитала более традиционный русской стиль с характерными для русской эстетики узорами и формами.
Монументальный серебряный позолоченный танкард с изображением «Укротителей коней» Клодта с Аничкова моста в Санкт-Петербурге, фирма «Болин», мастерская К. Линке, Москва, около 1893 г.
Серебряный стакан с видами на Спасские ворота московского Кремля и собор Василия Блаженного, высота 10 см, «Болин», мастерская К. Линке, Москва, около 1899 г.
Серебряная шкатулка с маскароном, украшенная зеленой непрозрачной эмалью, 5,3 х 5,3 см, фирма «В.А. Болин», Москва, около 1917 г.
В Москве существовала давняя традиция ювелирного дела и в Москве проживали лучшие мастера-серебряники России. Понимая особенности московского рынка, Хенрик Конрад Болин решил инвестировать в серебро, дополнив ассортимент дорогими и элегантными аксессуарами для женщин: сумочками, кошельками, веерами, перчатками, перьями, украшениями для волос, кружевными и меховыми деталями. В просторном и роскошном магазине также был выбор эксклюзивных украшений и драгоценностей от Bolin из Санкт-Петербурга.
Туалетный набор из серебра и хрусталя, фирма «Болин», Москва, 1908-1917 гг.
Графин из граненого хрусталя в серебряной позолоченной оправе, высота 22,5 см, фирма «Болин», мастерская К. Линке, Москва, около 1890 г. Коллекция музея «Собрание», Москва.
Кувшин в стиле необарокко из граненого хрусталя в серебряной позолоченной оправе, высота 29 см, фирма «Болин», Москва, 1899-1908 гг.
Ваза для фруктов из граненого хрусталя в серебряной оправе, фирма «Болин», Москва, около 1916 г.
В 1852 году вместе с англичанином Джеймсом Стюартом Шанксом Хенрик Болин основал фирму «Английский магазин. Шанкс и Болин». Очень быстро бизнес пошел в гору и стал расширяться. Shanks & Bolin ориентировалась на более широкий круг потребителей, чем столичная фирма «Болин», специализируюсь на изделиях с хрусталем в серебряных оправах, серебряных вазах и чашах. На рубеже веков компания освоила выпуск изделий в стиле модерн, в то время как столица все еще предпочитала строгий классический стиль.
Серебряная табакерка в форме наконечника стрелы, украшенная бриллиантами и эмалью, ширина 9 см, «Болин», Москва, 1899-1908 гг.
Серебряная рамка, украшенная эмалью, с изображением павлина, сидящего на дереве, корни которого окружают перламутр, перья хвоста украшены бриллиантами и рубинами и обрамляют нимфу, высота 19 см, «Болин», Москва, 1899-1908 гг.
После смерти Хенрика Конрада Болина в 1888 году партнерство с Шанксом распалось. Сын Хенрика Вильгельм (Василий Андреевич) вынужден был обратиться за помощью к своим петербургским кузенам Эдуарду и Густаву, чтобы продолжать семейный бизнес. В период с 1888 по 1912 год московское предприятие, по образцу санкт-петербургского, называлось «Карл Эдуард Болин». После того как фирма Вильгельма Болина прочно встала на ноги и он расплатился с долгами, московский филиал получил название «В.А.Болин».
Каминные часы из оникса в серебряной оправе, высота 50 см, фирма «В.А. Болин», Москва, 1912-1917 гг. Французский барабанный механизм Поля Буре с часовым и получасовым боем.
Как и столичная компания, так и московская фирма «Болин» имела собственную ювелирную мастерскую, а также сотрудничала с московскими ювелирами, поручая им выполнение заказов на изделия из серебра и серебряные оправы для хрусталя и керамики. Большое количество таких заказов выполняла мастерская Марии Линке, которая впоследствии перешла к ее сыну Константину. Именно Константин Линке создал лучшие ювелирные изделия в стиле модерн для фирмы «В.А.Болин».
Кувшин из английского фаянса в серебряной позолоченной оправе, высота 26 см, «Болин», мастерская К. Линке, Москва, около 1890 г. Коллекция музея «Собрание», Москва.
Икорница в форме кадушки из красного золоченого стекла, с серебряной крышкой, украшенной литыми грибками, высота 10 см, «Болин», мастерская Марии Линке, Москва, 1891 г. Коллекция музея «Собрание», Москва.
Эдуард и Густав Болины, руководившие столичным бизнесом, приняли российское гражданство, а в 1912 году им было пожаловано потомственное дворянство. Их московский кузен Вильгельм Болин сохранил шведское подданство. В годы Первой мировой войны и революции в России это помогло ему спасти фирму от разорения. В сентябре 1916 года Вильгельм Болин в присутствии короля Густава V открыл свой магазин в Стокгольме, где его потомки по сей день являются придворными ювелирами короля Швеции.
Пара жардиньеров из граненого хрусталя в серебряной оправе, диаметр 23 см, фирма «Болин», Москва, около 1916 г.
Серебряная позолоченная сахарница с изображением мальчика, собирающего грибы, украшенная гравировкой и черной эмалью, фирма «Болин», Москва, около 1886 г.
Икорница из граненого хрусталя в серебряной оправе с ручками в виде крылатых кариатид, фирма «Болин», Москва, 1899-1908 гг.
Серебряный поднос для спаржи, фирма «Болин», мастерская К. Линке, Москва, 1895 г.
Серебряные икорницы с вкладышами из граненого хрусталя, фирма «Болин», Москва, 1899-1908 гг.
Керамическая ваза мастерской Огюста Делахерша (Франция) в серебряной оправе, фирма «Болин», Москва, 1908-1917 гг.
Стеклянный жардиньер в серебряной оправе в стиле неоклассицизма, фирма «Болин», Москва, 1908-1917 гг.
Золотой подстаканник и блюдце, фирма «Болин», Москва, 1908-1917 гг.
Спичечница из хрусталя в серебряной оправе, длина 14,5 см, фирма «Болин», Москва, 1912-1916 гг.
Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Больше информации по декоративно-прикладному искусству и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях: