У ребенка не получается что-то построить из конструктора. Он злится. Я просто рядом, пытаюсь приободрить. Но он бьет меня по руке.
Как реагировать на это?
В психологии подобное поведение имеет свое название – смещенная реакция. Субъект направляет свои эмоции не на тот объект, который их вызвал, а на другой не причастный к данному процессу. Встречается не только у детей, еще не владеющими саморегуляцией.
Муж, придя с работы домой, сорвал злость на жене и детях после тяжёлого разговора с начальником. Это смещенная реакция.
Наблюдается она и в животном мире. Например, самец готовится к драке с более сильным соперником. Шерсть дыбом, зубы оскалены. Но, не решаясь в последний момент напасть, вдруг кусает просто проходящую рядом особь.
Конечно, ничего конструктивного в решение проблемы такая смещенная реакция не вносит. Наоборот, появляются новые конфликты, проблемы.
Как быть, если наблюдается подобное поведение у ребенка
Не кричите в ответ. И тем более не шлёпайте ответно. Всё, что взрослый этим покажет: у него такая же слабая саморегуляция при всплеске эмоций, как у ребенка. Малыш даже может сделать вывод: раз и взрослый ведёт себя так же – это норма.
Если ребенок уже хорошо говорит и понимает обращенную речь, то можно вербально донести до него, что произошло и какие получились последствия.
Фраза взрослого начинает выстраиваться с констатации последствий. Желательно без местоимений «Я» и «Ты» сообщить о своих ощущениях:
– Больно и обидно неожиданно получить удар по руке, когда просто хотел посочувствовать.
И далее сразу проговаривается причина:
– Не получалось соединять эти детали. Это трудно. Это вызвало злость.
Реакция ребенка была импульсивной. А этими фразами вы помогаете осознать, что случилось. При этом ребенок не слышит обвинений, а значит, не закрывается от диалога.
Если после этого, ребенок соглашается с вашими словами, и готов к дальнейшему диалогу:
- предложите завершить действие, вызвавшее негативную реакцию (соединить детали конструктора);
- скажите, что есть интересная история про то, на что похожа злость и как правильно ею распоряжаться.
История про злость для детей
У всех внутри может закипеть злость, когда что-то не получается. Злость, как кипяток! Она бурлит внутри человека.
Если ее оставлять в себе, от нее больно, потому что она обжигает. Но если ее выплеснуть на тех, кто рядом, им точно также становится больно. Как будто на них вылили этот кипяток.
Значит, нужно выливать на что-то такое, что не сломается и не расстроится от злости.
Например, сильно топнуть ногой, и сказать: «Я злюсь на эти детальки, которые не хотят соединяться!».
Злость-кипяток тогда выплеснется через слова и топанье. Внутри станет свободно и могут прийти умные, спокойные мысли, что делать дальше.
***
К сожалению, в обществе до сих пор наложено табу на выплескивание негативных эмоций. Нельзя при злости топать ногами, стучать кулаком по столу, говорить о том, что ты зол и расстроен.
Однако, это приемлемые формы для выплескивания агрессии. Самая правильная смещенная реакция, которая по факту не наносит вреда. Она приносит облегчение, позволяет более трезво оценить текущую ситуацию.
В психотерапии выплескивание негативных эмоций через:
- подушечные бои,
- удары большим надувным молотком по устойчивым предметам,
- мячом об стену
используются уже больше полувека. Они приносят хорошие результаты.
Если ребенок еще маленький и не говорит, то достаточно после его шлепка показать свою реакцию, что вам больно, и переключить внимание ребенка на что-то позитивное:
- птичку за окном, которое ласково щебечет,
- игрушку на полке, которая улыбается и приглашает поиграть.
Создание доброй атмосферы расслабляет и настраивает на позитив. От этого больше пользы, чем от ответных шлепков и нотаций.
Ваш Психолог из детсада.
#консультации психолога из детсада #детииродители #воспитание детей #детская психология