Найти тему
N + 1

Принцесса XI века

В XI веке Русь связывали тесные контакты с другими странами Европы. Русские князья искали выгодных брачных союзов с принцессами из Византии, Швеции, Чехии, Польши. Династические браки стали инструментом средневековой дипломатии.

Ранние русские летописи скупо рассказывают о личной жизни первых князей. Больше сведений дают зарубежные источники. Из скандинавских саг известно, что великий князь Ярослав Мудрый женился на принцессе Ингигерде, дочери короля Щвеции Олафа Шётконунга.

Из сводов скандинавских саг «Истории о древних норвежских королях» монаха Теодорика и «Круга земного» Снорри Стурлусона известно, что Ингигерду обещали в жены норвежскому королю Олафу Харальдсону. Но отец принцессы передумал и выдал дочь замуж за конунга Гардарики-Руси Ярицлейва, так имя Ярослава звучало по-скандинавски.

Для Ярослава брак стал удачной политической комбинацией: князь получил поддержку Швеции в борьбе против сводного брата Святополка Окаянного и князя Польши Болеслава Храброго, а также обезопасил Новгород от набегов викингов.

Согласно «Кругу земному», Ингигерда потребовала в свадебный дар город Альдейгаборг, известный россиянам как Ладога. Русские летописи не противоречат этому сообщению: в отличие от других городов Руси собственного князя в Ладоге не упоминается. Снорри Стурлусон сообщает, что принцесса отдала Ладогу в управление своему родичу – ярлу Рёгнвальду. Под властью ярла город приносил доходы в личную казну Ингигерды. Видимо, Ладога стала буферной зоной между Русью и Скандинавией.

Свадьбу новгородского конунга и шведской принцессы отпраздновали в 1019 году. Ярослав тогда возглавлял Новгород, в сагах – Хольмгард, – второй по значению город Руси, и боролся за главный киевский престол со Святополком. Об этой борьбе повествует «Сага об Эймунде». Автор саги сообщает, что Ингигерда выделялась мудростью и красотой среди других женщин, отмечает щедрость на деньги и великодушее княгини по сравнению с властным, но скупым Ярославом.

Ингигерда занималась политикой: становилась посредницей в борьбе Ярослава за власть и влияние, контролировала княжеских наемников-викингов, хитростью и обаянием выведывала их планы.

Княгиня помогала политическим беженцам: приняла в Ладоге и Новгороде английских принцев Эдуарда и Эдмунда, предоставила политическое убежище бывшему жениху – норвежскому королю Олафу с малолетним сыном Магнусом. Причем, скальды намекают на тайные связи княгини с Олафом.

Сага «Гнилая кожа» рассказывает, что княгиня продолжала любить первого жениха. Ярослав пытался ублажить Ингигерду и построил жене роскошный дворец. Княгиня подарка не оценила и сказала, что дом Олафа ей милее, после чего вспыльчивый Ярослав ударил супругу по лицу, а потом долго заглаживал вину.

Когда Ярослав стал великим князем Киевским, вероятно, Ингигерда часто жила в Новгороде, где княжил ее сын Владимир. Не исключено, что средства из казны матери от владений в Ладоге помогли построить Владимиру внушительный Софийский собор.

После крещения княгиня получила имя Ирина, о чем упоминает митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати», и основала Ирининский монастырь в Киеве. Лаврентьевская летопись сообщает о смерти княгини в 1050-1051 году. Историки спорят, приняла ли Ингигерда-Ирина перед смертью новое имя – Анна, так как церковь почитает жену Ярослава как Анну Новгородскую.

Сыновья Ярослава Мудрого продолжили традицию династических браков с европейскими принцессами. Старший – Изяслав женился на польской принцессе Гертруде, Святослав – на племяннице императора Священной Римской империи Оде, Всеволод – на Анастасии из Македонской императорской династии. Дочь Ярослава и Ингигерды Анна вышла замуж за французского короля Генриха I и известна западным историкам как Анна Русская.

***

Это шестой пост цикла «Бытовой жанр». Цикл посвящен людям, которые жили на территории современной России в разные эпохи. Этим постом мы заканчиваем обзор XI века. А дойдем к концу лета до XIX-го. Цикл создается при поддержке АНО «ИРИ». Другие посты ищите по хэштегу #бытовойжанрnplusone