Найти тему

Почему из одного килограмма алюминия не получится одного килограмма самолёта

(Полная версия). Недавно один известный экономист, описывая эффект от “утечки мозгов”, привёл такое сравнение: килограмм самолёта стоит десять тысяч долларов, а килограмм алюминия – в миллион раз меньше. По его словам это – разница в заложенном в самолёт интеллектуальном продукте. И эту разницу – как он считает – мы отдаём за рубеж.

Казалось бы – всё правильно, с чем здесь поспоришь?

Есть с чем. Дело в том, что это отличный пример подмены понятий.

Нас не должен смущать академический статус уважаемого оппонента. Нам случалось разбирать работы гораздо более высокопоставленных лиц, так что начнём.

В стоимость самолёта входит стоимость всего процесса его физического изготовления, который начинается задолго до того, как он начнёт строиться и продолжается после того, как он выйдет с завода. Вот что даёт гугл на запрос “сколько времени требуется для постройки боинга 747”:

Строительство самолета — сложное, если не монументальное дело. На один 747 например [требуется] 6 миллионов деталей - 40000 заклепок на каждое крыло. В течение 43 дней, необходимых для постройки гигантского самолета, [выполняется] 14 000 отдельных заданий.

Здесь не учитывается производство огромного количества составляющих. Но мы к этому вернёмся чуть позже. И ещё одна вещь не учитывается, вероятно потому, что её невозможно посчитать: Репутация. У вас может быть очень хороший самолёт. Но вам надо сначала убедить в этом покупателей.

Таким образом, в стоимость одного килограмма самолёта входит время его сборки, зарплата рабочим, отладка, проверка, тестирование систем, доставка комплектующих, всевозможные страховки, сертификации, плата за электричество, износ оборудования… После чего выпиливание одного килограмма с последующей выплатой зарплат полицейским, судьям, адвокатам и тюремным охранникам.

Почему?

Потому что один килограмм самолёта ничего не стоит. Не верите? Попробуйте найти кого-нибудь, кто у вас его купит. Килограмм самолёта стоит десять тысяч долларов только если он находится в составе самолёта и нигде больше. А следовательно, нужно считать всех попугаев смотреть стоимость всего самолёта. И вдруг оказывается, что на стоимость 80% его пустого веса (алюминий) приходится очень небольшая часть.

Что самое дорогое в самолёте? Быстрый запрос в гугле дал:

  • Двигатель: 12,2 миллиона долларов каждый (x4)
  • Авионика: 100 000 долларов
  • Лобовое стекло кабины: 26 000 долларов. (это, кстати, эквивалентно по стоимости 2 600 000 кг. алюминия, если я правильно считаю по соотношениям академика.)
  • Окна: 500 долларов за штуку.
  • Места в эконом-классе: 10 000 долларов за каждое. (Хм-м-м.)
  • Места первого класса: $60 000 каждое
  • Развлечения в полете: 20 000 долларов США каждый (Однако! Но все вопросы – к гуглу.)

Но не будем придираться. Мы понимаем, что хотел сказать экономист. Дело только в том, что на сам “интеллектуальный продукт” приходится не самая значительная, хотя, несомненно, большая часть затрат. Есть ещё тестирование, испытания. Так, программисты знают, что затраты на тестирование нередко не уступают затратам на разработку. Можно, конечно, сэкономить на тестировании… Если вы не хотите больше заниматься разработкой.

Но что же про сам “интеллектуальный продукт”? Ведь без него же не будет самолёта?

Да, конечно. Давайте пример: роялти за книгу. Двадцать пять процентов? Вам повезло. Но только если вы её сможете продать. Я могу потратить десять лет на проектирование самолёта. Если он останется в чертежах, или я не смогу продать мой новенький самолётик, это – потерянные вложения.

То есть сам по себе интеллектуальный продукт не будет ничего стоить (если я эти чертежи не смогу кому-нибудь продать хотя бы за сколько). А вот килограмм алюминия будет стоить свой один цент и без самолёта.

А если я на него нанесу какой-нибудь рисунок, протравлю/выгравирую/поставлю в рамочку, я – возможно – смогу продать его гораздо больше, чем за один цент.

Сформулируем это по-другому. Я могу решить делать самолёты сам – у меня ведь есть алюминий, правда?

Я потрачу лет десять на создание интеллектуального продукта.

А потом окажется, что я не смог сделать самолёт. Ну, понимаете, какое дело… Я не виноват, просто неожиданно у меня не оказалось компетенций и технологий. Или я не смог найти достаточное количество покупателей. А то, что все затраты ухнули, ну… так получилось, что ж теперь? Не выгоните же вы меня с работы из-за такой ерунды?

Зато я всегда могу продать алюминий тому, кто знает как и умеет делать самолёты. У него есть вся цепочка, он отработал все процессы, он нивелировал все риски. Конечно мне обидно, что я за свой килограмм получу не десять тысяч долларов, а один цент, зато у меня и затрат таких не будет.

Но всё-таки, сколько?

Всезнающий гугл утверждает, что Боинг вкладывает 2 млрд. в научно-исследовательские работы…

– Ничего ж себе! А ты тут про какие-то книжечки нам говорил!

… что составляет 4% от его общего дохода.

Если у вас есть килограмм алюминия, это не значит, что вы сможете сделать из него килограмм самолёта, даже если приложите значительные интеллектуальные усилия.

1 кг. алюминия + x интеллектуальных усилий ≠ 1 кг. самолёта

Так алхимики пытались получить золото из ртути. Только, если они не успевали вовремя скрыться, у них были неплохие шансы на то, что их проекты закончатся на кострах или усекновением голов – потому что по ходу дела обнаруживалось, что они прилагали не меньшие усилия по облегчению королевской казны на цели, не связанные с опытами по превращению веществ. Я думаю, экономист не может этого не знать. Но он сознательно подменяет понятия, чтобы увеличить силу эффекта.

Ладно, это всё слова. Есть у меня что-нибудь кроме них?

Как раз есть. Все помнят историю и судьбу недавних проектов по созданию отечественных прорывных самолётов будущего?

И?

MC-21 ещё не летает, SSJ-100… Тут не легко правильно сформулировать: эксплуатанты начали от него отказываться ещё до событий. Те – отечественные, – которые не могут отказаться, используют часть флота как источник запасных частей.

Вы скажете: самолёт-то хороший, просто…

Правильно. И это тоже входит в процесс создания самолёта: ремонт, обслуживание, надёжность, экономичность…

Вспоминаются наши “Жигули”. Ты даже мог их купить.

Но где, чёрт возьми, ты будешь “доставать” – всё помнят это слово? – запчасти?!

Стань автослесарем и сделай свою жизнь!

Компаниям нужно, чтобы самолёт летал. И чтобы он приносил прибыль, и хорошо бы, чтобы она была не меньше, чем у конкурента. Иначе потом представители МИДа будут жаловаться на “нечестную конкуренцию”. А что означает “нечестная конкуренция”? Конкуренция бывает законная и незаконная, а “нечестная”... Эта та, результат которой не нравится МИДу?

В этой связи вспомним F-35. Он, конечно, в конце концов “взлетел” и количество построенных неплохое, но цена… Но военный самолёт отличается от гражданского. Военный может проводить много времени в ангаре.

Поэтому в формулу “алюминий + интеллектуальные усилия” надо включать оставшиеся 96% стоимости проекта: постройку, продажу, сервис, обслуживание, сопровождение… одним словом – конкурентоспособность.

И – опять! – репутация. Ведь F-35 серьёзно собирались закрывать, и не один раз.

Деловые связи – это крайне тонкая материя. Одно дело, если я поехал к южному соседу и закупил барахлишка для “... импорта”. И другое – если я собрался подписывать серьёзный контракт. Даже через много лет за мной будет тянуться шлейф того, что правительство может “взять и отнять”. При этом “отнимет” правительство, а контракт не подпишут со мной.

А после этого можно принять десять законов, запрещающих бизнесу отказываться, и ввести персональную ответственность “вплоть до”, и в кабинет каждому директору посадить “комиссаров в пыльных шлемах” (строчка из песни), и к каждому рабочему приставить “человека с ружьём” (название пьесы), но если я чего-то не могу сделать, то я не смогу этого сделать.

Те люди, которые ведут нас назад в прошлое, по-видимому не осознают, что нельзя дважды войти в одну воду и даже если мы все вместе – как тогда – дружно скажем “ёлочка, зажгись!” – лампочки могут не загореться.

На первый взгляд, в утверждении академика всё правильно: надо развивать отечественную высокотехнологичную промышленность.

Но сразу встаёт вопрос: как? Потому что, скажем, выпуск модели, которая была хороша пятьдесят лет назад, ещё не означает становление автопрома.

Причём дело даже не в том: захочу ли я сам ездить на такой машине – допустим, в такси. Сам факт того, что они могут появиться на дорогах будет на много лет означать повышенную опасность для других участников движения. Не для тех, кто ездит с сопровождением; тем всё равно – какие машины на дорогах… у других.

Тогда почему академик так сформулировал?

Ну… мы же всё понимаем. Сказал, как сказал.

Что ж теперь?

************************

Я не пораженец. Но для того, чтобы развивалась отрасль, мало наличия алюминия и желания иметь под рукой интеллектуальный продукт. Это, как мы выяснили, составляет 4,0001% от самолёта. Надо ещё создать соответствующие условия и предпосылки.

Вот, наш самый большой друг на юго-востоке. Лет тридцать(?) шаг за шагом, шаг за шагом... Кстати, посмотрите графики: как он выводил население из нищеты.

Так вот, тридцать лет. С чего они начинали? Кто-нибудь помнит: какого качества были, скажем, их отвёртки? Одна сломалась напополам у меня в руке. А сейчас они спустили на воду новейший авианосец. Полностью свой, начиная с дизайна. Теперь у них их три. Хочу заметить, что для авианосца нужно сопровождение. На фотографии с их оборонного ресурса я пытался посчитать: сколько кораблей вышло на учения вместе с авианосцем, и у меня возникали мысли. Я не буду продолжать: какие это были мысли, потому что уж очень большие сроки дают за дискредитацию армии и распространение фейков.

В наших интересах было – сохранять мировой порядок и не создавать прецедентов с территориями. Но у нас – как всегда – свой путь.

И если вдруг неожиданно мир превратится в ковбойский дикий запад и наш самый большой друг задумается: зачем платить за ресурсы, когда их можно просто взять…

– А нас-то за шо?

…то возможно, две Золотые Звезды за операцию, которую по меркам времён красного флага с серпом и молотом расценивали бы как “местного значения” – тогда дали две Звезды* за всю Украину, – будут иметь другой вес.

Мы начали <действия> и вдруг оказывается, что нужно принимать законы, которые ассоциируется со словами “военный коммунизм” (помните, что это такое?).

А с чем тогда у меня ассоциируется слово “авантюра”?

И это не потому, что все вокруг оказались такие плохие.

Павлины Алюминий, говоришь…

___________________

* Я имею в виду: военачальникам.

Понятно, что цифры – иллюстративные.

Всё – только моё мнение.